Визитной карточкой древнегреческого музыкального искусства считаются лира и кифара. Устройство греческой лиры предельно простое – фигурная деревянная рама и вертикально натянутые на ней струны. Количество струн строго не ограничено, но чаще всего их 4. Кифара является подобием лиры, только с усложнённым устройством. У кифары добавлен плоский резонатор, которого нет у лиры и увеличено количество струн – до 18. Древние греки считали, что звучание кифары пробуждало у слушателей самые возвышенные чувства. А самым искусным исполнителем они считали бога Аполлона, покровительствующего искусствам.
Не менее широко древнегреческие музыканты использовали в музицировании и духовые инструменты. Греческая мифология так объясняет происхождение флейты. Изобрела её богиня мудрости Афина. Но Афина очень быстро разочаровалась в своём чудесном изобретении, когда увидела, как при игре безобразно раздуваются щёки. В охватившей Афину ярости она наложила проклятие на всех тех, кто только посмеет прикоснуться к флейте. Но инструмент подобрал парень по имени Марсий и научился на нём играть. Спустя время его искусство игры достигло такого уровня, что он вызвал на состязание Аполлона. Бог, играя на кифаре, победил посмевшего затеять этот спор Марсия и обрёк того на мучительную казнь. Эта история зародила противоположность лиры и кифары. Кифара стала олицетворением божественного вдохновения, а флейта – земного начала, которое сочетало в себе мастерство, страсть и инстинкт, таящие неведомые опасности.
Многоствольная флейта – это в своём роде усовершенствованная флейта. Этот музыкальный инструмент состоит из ряда трубок различной длины. Греческие названия многоствольной флейты – флейта Пана и сиринга. Греки не были единственным народом, игравшим на сиринге. Похожий музыкальный инструмент был и у древних китайцев. Греческая мифология также не обошла своим вниманием и сирингу. Бог стад, лесов и полей Пан создал её. Пан пережил несчастную любовь к лесной нимфе, у которой при одном только виде, он внушал непреодолимый ужас и отвращение. Однажды, спасаясь от преследования Пана, нимфа кинулась к реке. Её сёстры речные нимфы сжалились над бедняжкой и превратили беглянку в тростник. В тоске по нимфе, которую звали Сиринга, он срезал тростник и создал из него флейту. А назвал своё изобретение именем погибшей возлюбленной – сиринга. В современном музыкальном искусстве звуки этого инструмента кажутся слишком простыми и незатейливыми. Но для древнего грека каждый звук сиринги создавал ощущение глубокой скрытой страсти, внутренних переживаний и тоски.
К духовым музыкальным инструментам Древней Греции относится авлос. Звук из авлоса извлекается через специальную пластинку-язычок, которая вставлена в отверстие. Музыкант, надавливая на этот язычок губами, может регулировать громкость и менять тембр. Авлос, по своей сути, прототип европейских язычковых музыкальных инструментов – кларнета, гобоя и др. Технически у музыканта есть возможность играть сразу на двух авлосах, что даёт возможность исполнения двухголосной музыки. Сохранившиеся по сегодняшний день древнегреческие вазы и амфоры расписаны сценами пиршеств и различных увеселений. На них изображены музыканты с авлосами. Его резковатое звучание должно было разжигать темперамент и чувственность. Тем же целям служили бубны, систры и кимвалы. Древние греки изображали ритуальные праздники в честь Диониса, где эти ударные инструменты держали его спутницы нимфы.
Практически все инструменты Древней Греции использовались и в Римской империи. Впрочем, римляне изобрели и собственные – тубу, букцину, литуус. Туба – труба прямой формы, букцина – напоминает рог, литуус – труба, имеющая цилиндрический ствол и изогнутый раструб.
Комментарии
Вопрос: А для чего Вам нужно копировать ?
RSS лента комментариев этой записи