КУЛЬТУРА, ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКИХ ГРЕКОВ.

mikridemircheva
 
Автор материала: Мария Демирчева.
 
Немаловажную роль в сохранении самобытности греческого народа сыграл тот факт, что преобладала сравнительная многочисленность и компактность поселения греков.
 
Из дореволюционных архивных источников, содержащих, в основном, отдельные факты о жилище, орудиях труда, занятиях, одежде переселенцев можно выделить статистические описание селения Мерчанского, в котором проводится ряд любопытных замечаний о быте жителей. В частности, в документах отмечается, что гречанки «не проникнуты духом цивилизации», который до них как пришедших из Турции «не доступен», и по их обычаю носят в азиатском вкусе: шаровары, «узкие при самом теле» юбки, широкие пояса, которыми перепоясываются, как обычно турчанки или татарки. Однако молодежи не воспрещалось надевать русские платья и «даже модные наряды».
 
Бесспорно, интерес представляют те пункты статистических описаний, в которых требовалось дать характеристику нравов жителей. В этих незамысловатых «этнопсихологических» оценках отмечены, тем не менее, очень тонкие штрихи. Например, о греках селения Мерчанского читаю «Характер жителей тихий, уживчивый, но вместе с тем, горячий и вспыльчивый, что не может быть поставлено в укор, сообщаясь с прежним их местом жительства. Народ трудолюбивый, не терпящий праздности и пьянства…нравственное состояние жителей греков безукоризненное»
 
К настоящему времени относительно полно изучены, пожалуй, только песенный фольклор, календарные праздники и обряды. Частично этот пробел можно восполнить материалами фольклорно этнографических экспедиций, которые позволяет составить более или менее целостное представление о духовной культуре греков.
 
Сложные обжиточные обряды на Кубани не прижились, так как земледелие первоначально, в первой половине XIX века не являлось основным занятием переселенцев. Основным занятием греков было производство табака. Так, где распространялось плантационное табаководство, на основе обжиточного обряда сложился оригинальный окончания ломки табака. Здесь лентами и цветами украшали самый большой стебель табака, из высушенных, спрессованных табачных листьев делали «папушу»: обшивали их тюлем, лентой, украшали искусственным цветком. Все это хозяин поля должен был выкупить, после чего устраивали коллективный пир.
 
И конечно, пир не обходился без танцев. Большинство греческих танцев круговые, коллективные (кочари, лазикон, омал, тембробис, тотик, сиртаки), но также известны одиночные и парные. Танцы делятся на бытовые и обрядовые, в основном, свадебные: например, очень красив танец с участием жениха и невесты – «Семь пар» или «Аромат свечей». Танцы и песни сопровождались игрой на ударных (бубен) и струнных смычковых инструментах (лира, или более распространенное название – кемендже).
 
Из песен и в настоящее время сохраняются бытовые и обрядовые. В том числе колядки, свадебные песни, исполнявшиеся при одевании невесты, уводя ее из дома и отдаче жениху.
 
«Нынче ярко небо сверкает,
 
Нынче ярко солнце сияет,
 
Нынче орел молодую голубку
 
Берет себе в жены».
 
А также пелось за столом на свадебном пиру:
 
«Желаем счастье жениху,
 
Желаем и невесте:
 
Пусть мальчиков родит она
 
А девочку одну лишь.
 
Меж подруг своих невеста,
 
Словно роза меж фиалок.
 
Вся семья, весь род невесты
 
Красотой своей сияет!»
 
Сами греки делят песни так же на застольные и плясовые. Древней внутри жанровой группой песенного фольклора являются короткие песни, которые исполнители называют частушками. Нередко они сочинялись по ходу гулянья, а их исполнение превращалось в своеобразное состязание певцов. Также возникали народные двустишия, как и частушка, с большой легкостью, но отличались большой поучительностью. Порой это очень высокая поэзия, напоенная мудростью:
 
«Дичок пока он не привит,
 
Плодов ведь не приносит».
 
«Хоть в жизни мучаемся мы, а все ж она прекрасна».
 
«И тот, кто смерти ищет сам-безумец: это ясно».
 
Годовой круг открывается в греческих поселениях святками или рождественско-крещенским циклом. Начинался он «богатой кутьей» - так называли вечер накануне Рождества с обильным праздничным ужином. Рождество с нетерпением ждали дети и взрослые. От Рождества до крещения никто не брался ни за какую работу, люди боялись несчастий и дурных поверий. Для греков наступала пора взаимных угощений, веселья и радости.
 
Наступление Рождества испокон веков отмечалось торжественным ночным богослужением, окончанием поста-разговением. Наступал после долгого поста период мясоеда, когда разрешалось употребление мясной скромной пищи. На праздничном святочном столе, по обычаю должно быть 12 блюд. Обязательным на святках было колядование. Зимние святки включали в себя сохранившиеся с языческих времен обряды и действия, связанные с началом нового года. Во всех селениях ходили ряженные, хотя состав их варьировал: невеста. Старик и старуха, медведь, араб, врач, меланка. Ряженные одевались в вывернутые на изнанку шубы, а лица скрывали под масками или мазали сажей. У медведя и араба на шее или на поясе были подвешены колокольчики. Почти повсеместно отмечены случаи травестизма: роль невесты исполнял мужчина, а жениха – женщина, но чаще всего роли исполняли мужчины. И конечно пелись колядные песни, колядки, сводившиеся в основном, к прославлению хозяина, хозяйки и их детей. За это они получали булку, где пирог, где кусок домашней колбасы и т.д. Само слово «коляда» у греков называется «каланда». Так пелась колядка хозяйке:
 
«Как ты, хозяйка хороша,
 
Стройна и горделива!
 
Когда ты покидаешь дом
 
И к церкви путь свой держишь
 
Цветами полнится твой путь
 
Благоуханьем церковь,
 
Попы с тебя не сводят глаз
 
И путают молитвы
 
А певчие, раскрывши рот,
 
Псалмы позабывают».
 
А на Крещение молодежь ходила по дворам и, входя в дом перед дверью пели песню: «Сохтарица порта сироми мандыля, перо ми капикя», что в переводе с греческого означало: «К двери кидаем мы платочки, берем денежки». После этого открывали двери и к ручке привязывали платок. По обычаю хозяева должны были положить туда деньги и сладости. В наше время, как и раньше, празднуются кубанскими греками и другие праздники. Например, от Масленицы до Пасхи длился 40-дневный Великий Пост. Под его покровом также сохранились остатки древних языческих праздников, получивших внешне христианское оформление. Сорок святых с выпечкой куликов из теста; вербное воскресенье (вербохлест) с хлестаньем молодыми побегами вербы; Чистый четверг с обязательным купанием…
 
На Пасху пекли специальные хлебы «паски», связанные с культом плодородия. Крупным годовым праздником являлась Троица, на которую греки, как и славяне, украшали дома и подворья ветками деревьев, травой, цветами. А также у греков сохранилась традиция встречать весну. Прославленные песни о весне зовут веснянками. Это древние магические обрядовые песни, связанные с различными датами земледельческого календаря. Также пелись песни дождю в апреле, когда он был особенно нужен для посевов. Для этого группа молодежи и детей ходила по селу, впереди девочка, украшенная цветами и травами, она называлась Перперуной.
 
Песня дождю.
 
Перперуна ходит с нами,
 
Просит дождика у бога:
 
«Боже, милостивый боже,
 
Теплым дождиком попрыскай!
 
Чтоб сады плодами никли,
 
Лозы сладким виноградом,
 
Нивы хлебом золотистым
 
Чтобы рис, ячмень, пшеница
 
Виноград, маис и хлопок
 
Урожай богатый дали»
 
Закончив пение Перперуне поливали водой из кружки, чтобы пришел дождь. В этой связи интересны магические обряды вызывания дождя в случае засухи. Женщины наряжали веник с «невестой» (кушкудеря) и носили по дворам. Участников шествия обливали водой.
 
А еще первого мая дети отправлялись в поле и там жарили яичницу, катались по траве, мальчики играли в чехарду, девочки в прятки. Так они встречали весну.
 
Из летних праздников, как и у славян, у греков отмечается лишь Ивана Купала - Иванов день. Ночью в станицах жгли костры. Девушки наряжали ветку-купала, плели венки. Участники праздника прыгали через костер, а на рассвете купались. Своеобразные игровые элементы и дохристианские верования присутствуют и в других праздниках и обрядах. Например, скорлупки от пасхального яйца рассыпали по двору и при этом приговаривали: «Дьявол, дьявол вот возьми, чтоб у нас все хорошо было». Ребенку от сглаза к правой руке прикрепляли бусинку с «глазком».
 
Немало примет появилось в далеком прошлом. Некоторые уже отжили свой век, другие продолжают существовать. Так, например, считалось, что найти подкову – к счастью, все сделает подкова, от всего защитит. Ну а если все-таки нечисть как-то подберется к дому и захочет проскочить в дверь-здесь, то и встретит ее подкова.
 
Греки народ суеверный, верит в народные приметы, даже те, которые пришли из далекого прошлого. Например, они верили в то, что курам было известно все: о домашней ссоре они «знали» заранее и предсказывали, громко крича на насесте. О покойнике люди узнавали если видели в хвосте курицы солому. Петух тоже «знал» о покойнике – пел всю ночь перед чье-нибудь смертью, и тряс головой тоже к какой то беде.
 
Не менее интересным было отношение греков и славян к кошкам. Их боялись перевозить в санях и на телегах из опасения, что лошадь после этого начнет «сохнуть», потому что кошки, «напустят порчу». И еще: во время сильной грозы считалось, что Илья Пророк мечет молнии в бесов, а так как кошка тоже бес, то может Илья попасть в нее и начнется пожар. Чтобы избежать этого кошек в сильную грозу выбрасывали на улицу.
 
Давно прошли времена, когда боялись и преследовали кошек. Они снова стали любимыми домашними животными, и никто не верит в бесов. А вот в то, что, если «кошка перебежит дорогу будет неприятность» - увы, еще верят. Существует поверье, согласно которому 14 сентября считается тяжелым днем. В этот день плохим знаком является, если в дом войдет посторонний человек, так как он накличет беду семье. Поэтому, после захода солнца (13 сентября) хозяйки выносят во двор и до восхода солнца (14 сентября) заносят ее. Люди верят, что их очаг оберегает икона.
 
И теперь, не касаясь подробно других сторон традиционной культуры и быта кубанских греков, отметим, что им присущи свои особенности.
 
Копирование материала запрещено.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить