Греческий культурный центр

«ГРЕЧЕСКИЙ БЫТОПИСАТЕЛЬНЫЙ РОМАН (1880-1920): ТЕНДЕНЦИИ, ОСОБЕННОСТИ, ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ»

«ГРЕЧЕСКИЙ БЫТОПИСАТЕЛЬНЫЙ РОМАН (1880-1920): ТЕНДЕНЦИИ, ОСОБЕННОСТИ, ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ»
 
В 1880 году, наряду с расцветом поэзии, в истоках и во главе которой стоит Костис Паламас, наблюдается расцвет прозы, которая представляет собой переход от жанра роман к повествованию/рассказу. В 1830-1880 гг., в период так называемой Первой Афинской Школы, преобладал роман. Роман, в виде литературного жанра, доминирует в течение этих пятидесяти лет, и в то же время жанр повествовательной прозы делает свои первые шаги. С 1880 года, однако, начинает процветать рассказ, и жанр романа отходит на второй план. Это не означает, что роман перестает развиваться, но теперь ведущая роль отводится повествованию и новелле, особенно в период 1880-1910.
 
На нашей сегодняшней встрече мы рассмотрим именно этот расцвет жанра повести, в частности бытописательного романа (новеллистики), поскольку этот жанр развивается в период 1880-1920 гг. Речь идет о том повествовательном литературном направлении, получившем в истории новогреческой литературы название «итография», т.е. описание нравов, и соответствует повествовательному производству времен Второй или Новой Афинской Школы. В это время повествовательный жанр черпает свою тематику из современного общества греческой провинции/периферии, из окружающей среды буржуазного быта и городской жизни, а не из дальнего и славного прошлого, как происходило до этого времени.
 
Термин «итография» (бытописание) вообще означает представление и описание нравов, обычаев, идеологии и темперамента народа, как эти элементы образуются в определенной природной среде и при исторических условиях конкретного времени и пространства. С точки зрения искусства этот жанр пронизывает, главным образом, живопись, скульптуру и литературу.
 
Мы можем с уверенностью утверждать, что «Итография» как отдельный литературный жанр, это греческое явление, так как в остальной Европе он не состоялся как самостоятельный жанр. Там, жанровые сцены «итографии» (бытописательной прозы/описание нравов), включены и вписаны в состав всего литературного произведения, завершая, таким образом, панораму описываемого общества. Интерес и своеобразие представляет литературные произведения Германии. В немецкой литературе существует даже термин «истории крестьянского/сельского жанра» (или «крестьянская/сельская история»), что соответствует греческой «итографии». Греческий термин является неологизмом от Katharevousa по аналогии с французского ΄΄roman de moeurs΄΄ (любовного романа), впервые появившегося в 1770 году. В последние десятилетия девятнадцатого столетия термин применяется с тем значением, которое придается ему в наши дни. Т.е. он обозначает конкретную категорию прозаических текстов со многими общими чертами, о которых детальнее расскажем позже в нашей дискуссии.
 
Работы жанровой «итографии»/нравственного повествования имеют, в первую очередь, свои теоретические начала в двух литературных течениях, в реализме и натурализме, и в их конкретных принципах: в наблюдении, объективности, анализе, интерпретации и, во-вторых, в конкретных исторических условиях позитивизма, научного подхода, промышленного развития и, особенно, урбанизации жизни и быта.
 
Начиная с 1881, наблюдаются тенденции трансформации/преобразования современного греческого государства. Проводятся координированные меры по индустриализации страны, по укреплению экономики, по оздоровлению общественной жизни, по создания проектов развития (инфраструктурных проектов). Торговля и судоходство развиваются. Все это приводит к смещению населения из сельских районов в городские центры, и особенно в Афины, которые в 1870 году насчитывали около 45000 жителей, в то время как в 1895 году население города превысило 180 000. Увеличение населения безусловно связано и с присоединением исконно греческих земель, таких как Фессалия и Арта (в результате Константинопольского мирного договора 1881 года).
 
Эта внутренняя реструктуризация создает потребность в более современной интеллектуальной/духовной жизни. Создается большее количество школ, издается все больше журналов и газет. Поэзия и проза дифференцируются, поворачиваются в другое направление и используют новые средства выражения. В так называемой Первой или Старой Афинской Школе (1830 - 1880), как известно, в поэзии доминирует особый греческий романтизм, со своими эксцессами и преувеличениями, не соответствующим историческим потребностям, в то время как в прозе процветает исторический роман, который своей экзотикой и прямой зависимостью от иностранных моделей, кажется нелепым и неуместным. В Новой Афинской Школе наблюдение повседневной жизни заменяет исторические и мифологические сюжеты. Можно сказать, что бытописательный роман является греческой версией реализма и натурализма; называем это версией, потому что его первые образцы произведений представляли из себя своеобразный реализм.
 
В частности, в 1880 г. выходит в переводе смелая по тем временам книга Золя «Нана». Нет никаких сомнений в том, что эта работа Золя стала для группы молодых писателей толчком, чтобы вырваться из узкого горизонта, до тех пор питающегося иллюзиями идеи греческого ирредентизма (воссоединение исконно греческих земель) и осознать, что мир прижимается к социальной революции. В литературе отодвигаются в сторону более добрые чувства, виртуальная реальность, по крайней мере, в "реалистической школе" наблюдается всемогущество инстинктов и ухудшение психического состояния, что параллельно в это время является и объектом научных исследований.
 
В реалистическом письме автор соблюдает объективное отношение к описываемым им самым событиям, позволяет им говорить самим за себя, и, в дополнение к этому, выбирает общие темы, делится своим опытом. Автора уже не интересуют героические подвиги и приключения, как это происходит в романтизме и в историческом романе; он больше заинтересован в повседневных поступках, в повседневной деятельности. То же самое происходит в развитии реализма, т.е. в натурализме, при той разнице, что он изучает этическое поведение лиц дабы показать, что они находятся в плену внешних и внутренних сил, которые лишают их свободы, поэтому он выбирает и более провокационные темы, настаивая при этом на тщательном описании. «Нана» Золя послужил манифестом реализма и натурализма в Греции и в других странах. Конечно, вступление реализма не осталось без реакции. Лозунги натурализма, такие как космополитизм и изучение человеческих страданий ожидалось, что встретят своих противников, поскольку они дистанцируются от оптимистичных национальных идеалов. Те, кто чувствовал определенную ответственность на своих плечах за судьбу нации, не могли не реагировать на угрозу, тлеющуюся по их мнению, в работе Э. Золя. Изменения, однако, придет.
 
Ранние образцы бытописательного романа уже встречались в предыдущем литературном периоде в романе Павлоса Калигаса (1814 - 1896) «Танос Vlekas» (1855), а также в анонимном романе «Жизнь военных в Греции» (1870), но, при этом, в качестве независимого и автономного жанра бытописательный роман осуществляется писателями поколения 1880-х годов. В Греции бытописательный роман появляется в 1880-е годы и воплощается в виде рассказов. В период до 1880 года рассказ не считался серьезным жанром и не особо развивался. В основном публиковались рассказы в переводе, а греческий рассказ представлял из себя плохую имитации иностранных произведений, главной целью которой было развлечь читателей журналов и газет.
 
Официальным родоначальником жанра в Греции считается Димитриос Викелас своим передовым произведением «Лукис Ларас». Отправной точкой повествования является 1821 год, когда двадцатилетний Лукис Ларас находится в Смирне и занимается торговлей вместе со своим отцом. В произведении мы следим за приключениями этого антигероя, который, несмотря на то, что обладает и психическими качествами и физическими данными, не принимает активное участие в Освободительной борьбе, но пытается выжить в ней. Находит убежище на острове Хиос, потом переезжает на Миконос, на Спецес, на Тинос. В конце концов, он возвращается тайно на о. Хиос, чтобы раскопать и забрать некоторые ювелирные изделия и столовое серебро, которое он спрятал в саду своего дома незадолго до отъезда на Миконос. После тягот и опасностей достигает своей смелой и дерзкой цели, но тут же ему приходится обменять сокровище, чтобы спасти из турецкого плена девушку, дочь друга его отца. Произведение завершается созерцанием счастливой жизни Луки, который устроил своих братьев, женился на дочери друга отца, которую спас, и создал с ней большую и счастливую семью. Формат произведения ближе к воспоминаниям, к мемуаристике и уже вводит два ключевых элемента, которые в дальнейшем будет активно использовать новая проза, т.е. бытовой частный элемент и низкий тон выразительности. Хотя действие разворачивается в годы Освободительной революции и тематически относится к предыдущей школе, вся постановка действия ближе к новому течению.
 
Со своими инновациями Викелас находится на границе между старым и новым подходом, при этом не стремясь к разрыву со статус-кво, со существующим порядком вещей. При этом, широкое принятие и восприятие его произведения явилось признанием объективной потребности в обновлении. Димитрис Викелас (1835 - 1908) был греческим ученым, поэтом и романистом. Он также известен своим участием в оргкомитет Олимпийских игр в Афинах в 1896 году. В самом деле, был первым президентом МОК. Занимался предпринимательской/торговой деятельностью, и нажил существенное состояние. Он жил в Лондоне, Париже и, наконец, в Афинах, где он развивал активную общественную и культурную деятельность, такую как создание клуба в 1899 году для распространения полезных книг.
 
Но реальным толчком для жанра бытописательной прозы/романа послужили два других литературных события, произошедших в 1883 году. Первое - это публикация романа-открытия для своей эпохи Георгиоса Визииноса «Грех моей матери» в самом важном литературном журнале того времени Эстиа (=Очаг) (1875 - 1896). Второе событие - это конкурс рассказов, объявленный самым журналом Эстиа. Инициатором, вдохновителем и душой этого мероприятия был Политис, который, вероятно, составил и текст-анонсирование конкурса. Политис (1852 - 1921), получивший образование заграницей, ознаменовал официальное введение науки о фольклоре в Греции и начала фольклористики. Еще с 1890 года Политис преподавал греческую мифологию и археологию на Филосовском ф-те Афинского Университета. Он стремился направить интерес литераторов и литературоведов в мир фольклористики, в который он сам окунулся. Характерны условия конкурса, которые звучат следующим образом: «сюжет рассказа должен быть греческим, он должен описывать быт греческого народа в любой период своей истории или рассказывать про конкретное событие греческой истории». Про сюжет он добавляет, что «подобного рода литературный жанр может оказать огромное моральное влияние... на национальном характере и на формирование морали и нравов в целом». Следует отметить, что основная цель цикла журнала Эстиа было создание национальной прозы, свободной от бесплодного и рабского подражания зарубежным образцам.
 
Этот случай стал переломным моментом в греческом повествовании, который перестает восприниматься как легкий литературный жанр. Бытописательный роман - это произведение/плод эпохи, которая стремилась к национальному самосознанию, к широкому обращению к своим корням, к историческому прошлому. Это время, когда наука о фольклоре, когда сбор и изучение народных песен, сказок, записи нравов и обычаев, традиций и других народных мероприятий предоставляет бытописательному роману богатый для применения материал.
 
Первый конкурс не принес шедевров, но проложил путь и отметил развитие бытописательной прозы/новеллистики. Проекты, представленные в конкурсе, были посредственными, выделяются только два произведения, вдохновленные сельскими нравами: «Пастушка из Пиндос» и «Хрисула» Г. Дросиниса. Второе произведение, «Сельская идиллия», было удостоено приза в триста драхм. В этих ранних работах можно проследить типичные элементы, которые характеризуют некоторое время жанр: сельский роман, сцены из греческой деревни, осторожная детальность, гладкое повествование, непринужденный, живой диалог, простой сюжет.
 
Таким образом, журнал Эстиа послужил отправной точкой, откуда взлетел новогреческий рассказ и стал литературным очагом, куда прибегали за «убежищем» все представители этого жанра. За десять с лишним лет он на своих страницах окажет гостеприимство некоторым из самых известных имен в современной литературе, и некоторым из лучших образцов жанра.
 
Большинство писателей Новой Афинской Школы писали бытописательные романы. Данная особая творческая плодовитость напрямую связана с появлением новых газет и журналов. Весьма характерно то, что в период 1882-83гг. в свет вышло 104 новых газет наряду с уже существующими и 8 новыми журналами. Рост индекса издательской деятельности параллельно означал увеличение спроса в повестях/рассказах. Таким образом, возможность потребления такого количества бытописательной прозы умножала и их производство, что в определенной степени объясняет расцвет рассказа в этот период. Кроме того, публикация рассказов для многих писателей являлась средством для существования. Более того, описание в прозе чисто греческих нравов обеспечивало, согласно поэту Костису Паламе, греческую оригинальность, спасала, согласно поэту Каркавице, традиции от вымирания, и выдвагала на передний план, согласно Дросинису, все прелести здорового и оптимистичного народа.
 
Несмотря на первые посредственные произведения, сразу стали очевидны элементы, отличающие Новую Школу от Старой. Это касается не только литературной материи/сырья, но и способа ее как эстетического оформления. Бытописательный роман черпает свое содержание из далекого прошлого и письменных источников, он прибегает к эмпирической памяти и устной традиции, в которых отражается настоящее или недавнее прошлое. Бытописательный рассказ в своих ранних формах не представлен в своем совершенстве. Он прошел несколько стадий/этапов становления и развития/эволюции, пока не достиг своей окончательной формы. Мы можем определить эволюцию бытописательной новеллистики в три периода:
 
Первый период проявляется в 1883 году литературным конкурсом журнала Эстиа и исчерпает себя спустя несколько лет, в 1890 году. Особенность этого периода, представленного такими литераторами, как Дросинис, Христовасилис, Эфталиотис, Кристаллис и др., состоит в фольклорном интересе/в интересе к фольклору и к идеализации жизни в греческой деревне/в сельской местности. На этом этапе, который совпадает с проведением литературных конкурсов, бытописательный роман ассоциируется с восторженными богатством материала греческих традиций писателями; весь мир открываетcя перед ними. Проблема, однако, наблюдается в форме. Научное вмешательство Политиса, указавшее на перевоплощение традиционного мира в литературу, осложнило ситуацию. Ведь существуют произведения на грани литературного и нелитературного творчества. К таким произведениям относятся путевые заметки, воспоминания, мемуаристика, обработка народных песен и народных традиций. То, что появилось вначале, не соответствовало жанру романа. Это было традиционное повествование, доработки, простые описания нравов и обычаев, журналистские корреспонденции. Неясность в эстетических требованиях и легкое принятие работ, просто описывающих фольклорный материал, создавали препятствия в деле быстрой эволюции жанра. Жизнь в бытописательной прозе часто представлялась настолько идеальной/идиллической и безоблачной, что многих это очаровывало, либо потому, что они не были знакомы с ней (т.е. с сельской жизнью), либо потому, что по ней скучали. На этом этапе, за редкими исключениями, бытописательный роман останавливался поверхности вещей и пронизывался фальшивым описанием народной жизни.
 
Это было похоже больше на популизм, с оттенком на ностальгическую память. Тем более, то, что требовалось и ожидалось – это было воспроизведение того удивительного мира а не критическое рассмотрение его темных пятен. Таким образом, первые бытописатели, как будто под единую команду «опишите бытие Вашего села», воспроизводят его путем простого и скромного стиля. Произведение «Трава любви" Дросиниса, пожалуй, ближе всего к программе журнала «Эстиа». История любви между юношей и цыганкой, которая становится крепче благодаря травке любви в результате чего, когда герой отважится покинуть героиню, оба погибают. Яннис 
влюбляется в цыганку Замфиру. Его зажигает, пронизывает чувство «отвращения и желания», "нечестивое, грешнее чувство". Она продает ему траву вечной любви, и случается так, что она просто хватает эликсир любви из его рук и страстно влюбляется в него. Описание их любви поэтичнейшее и живописнейшее. Из разлучает только военная повинность. Но когда он завершает службу и возвращается домой, он обручается на дочери "из богатой и честной, уважающейся себя семьи". Но заклинание не растворяется и любовь не оставит их в покое: на случайной встрече в тропинке, цыганка падает в море и тонет, а юноша находится убитым. Сюжет является поводом для написания идиллического письма, простого-доступного с точки зрения словесности и при этом чарующего читателей.
 
Самым большим достижением этого первого бытописательного романа было то, что он обратил свой взор на повседневную жизнь села и приморских поселений, объединил простоту языка с выразительностью стиля. Авторы используют язык демотики, простонародный язык обычных людей, который отвечает требованиям реализма и правдоподобности, что приводит к другим лингвистическим проблемам, которые переживают в этот период одну из наиболее острых фаз. Диалогами в бытописательных романах была та часть произведения, которая писалась на демотики еще задолго до того, как появились новеллы полностью написанные на нем. В остальных разделах повествования преобладал язык кафаревуса - официально принятый язык.
Особое место в этом первом периоде занимают рассказы Визииноса (1849 - 1896), настоящего основателя жанра бытописательного рассказа. Читая все восемь его рассказов, мы понимаем, что Визиинос, как пишет П. Муллас, в своем рассказе может объединить целый ряд фольклора, но при этом остаться далек от наивной моралистики, свойственной писателям его поколения. А все потому, что этот жанр обычно дает плоский, фотографический взгляд на мир, в котором не хватает третьего измерения, глубины человеческой души. Этот аспект в современной прозе привнес впервые в своем произведении Г. Визиинос. Он явился тем ученым-писателем, который внимательно следил за развитием позитивизма, натурализма, экспериментальной психологии, философии и эстетики. Описательная часть его произведений заимствована из личных и семейных воспоминаний, традиций и опыта людей, живущих на его исторической родине, Визия во Фракии .
Этот материал в союзе с его фундаментальным образованием и знанием научной психологии выливается в его рассказы. Новатор и пионер-первопроходец, он первый прокладывает путь современной греческой новелле. Повествование от первого лица, пластичность вымышленных персонажей, драматический конфликт, структура, драматичность, совершенность техники повествования - интересное переплетение исторического и временного повествования - являются лишь некоторыми из отличительных черт новеллы «Грех моей матери», а также и других семи его рассказов. Все восемь были опубликованы в течение пяти лет, 1883 - 85, и только поэтому мы формально включаем его в первый период.
«Грех моей матери» - первая современная греческая новелла, которая после своей публикации в 1883 году, явилось толчком к развитию бытописания. В ней Визиинос, опираясь на свой ​​личный опыт, говорит о матери, которая невольно задавила во сне свою маленькую дочь, и этот грех мучил ее всю оставшуюся жизнь.
 
Но большинство исследователей считают шедевром его произведение «Москов Селим». Это история о неком турке, которого свои люди горько мучили и который, в конце концов, нашел понимание и доброту у своих врагов, русских, когда попал к ним в плен. И именно из-за его любви к русским, ему дали насмешливое прозвище Москов Селим.
 
Во втором периоде вышеуказанные характерные недостатки уже преодолены. Начинается период зрелости. И этому способствовали важные течения реализма и натурализма, которые становятся существенными достижением греческой литературы. Писатели уже озабоченны не просто воспроизведением, но и точной передачей действительности путем описания реальной действительности и существующих проблем. Сельская местность перестает быть идиллическим местом со счастливым прошлым, но место, полное истинной жизни, где кроме добра существует и зло. Темные стороны жизни выходят на первый план. Это происходит около 1890 и ведет жанр бытописания к своей вершине, так как писатели, выходя за рамки требований объявленных газетой «Эстия», перестанут считать бытописание самоцелью, но будут использовать ее элементы в общих требованиях по объективному анализу и интерпретации социальных и психологических явлений. Меняются и интересы-тематика, которые затрагивают уже и жизнь города, а не только деревни. Сюда относятся и два других великих писателя этого жанра, которые наряду с Визииносом составляют первый триумвират - это Александрос Пападиамандис и Андреас Каркавицас.
 
Александрос Пападиамандис (1851 - 1911), известный также как "святой греческой грамматики ", начинает с исторических романов, а затем переходит на бытописательные рассказы, темы которых в основном взяты из его родного острова Скиатоса. Пападиамандис, когда не воплощал в произведения свои детские воспоминания с острова, брал темы для своих произведений из жизни трущоб Афин. Он написал около 200 рассказов, многие из которых являются краткими и лаконичными. Особенностью его письма был взгляд на человека с точки зрения церкви, святость природы, поэтичность и упор в описании человеческой души . Характерно то как он сам выразился об этом: "Пока я чувствую в себе жизнь, дышу и становлюсь мудрее , я не перестаю восхвалять Христа, пишу с любовью о природе, и рисую с восхищением подлинные греческие традиции ".
 
« Убийца» (1903) считается апогеем среди его работ . Центральной фигурой этой истории является Франгоянну, пожилая вдова, которая прожила очень тяжелую жизнь начиная с того времени когда она была ребенком, женой, матерью и бабушкой, приученная всегда служить окружающим ее людям без каких-либо возражений .
 
Опыт научил ее, что жизнь женщины полна страданий и она считала , что рождение девочки не только приносит страдания ей самой, но и ее семье, особенно если семья бедная. Как то вечером, когда она бодрствовала над колыбелью больной новорожденной внучки, перед ее глазами прошла вся ее трудная жизнь. Эти воспоминания застилают ее разум, и она душит ребенка. Врач дает заключение, что смерть не была насильственной. Хотя сначала она чувствует угрызения совести, в глубине души, однако, не раскаивается в содеянном. Напротив, это становится навязчивой идеей. Она уверенна, что судьба поставила перед ней задачу спасти мир, избавив его маленьких девочек. Вслед за первым идут и другие преступления. Жандармерия ее подозревает и решает арестовать. Франгоянну стремясь уйти от жандармов, решает укрыться в ските у аскета и покаяться в грехах. Но в тот момент, когда она пытается преодолеть узкий проход начинается прилив и старая женщина погибает , находясь между человеческим и божественным правосудием.
 
У Андреаса Каркавицаса (1865 - 1922) была большая любовь к путешествиям, и поэтому он сначала работает врачом на торговом судне, а позже в армии. Таким образом, он обеспечивает себе возможность путешествовать по Греции и знакомиться с жизнью людей, которых затем описывает в своих произведениях. Он систематически записывал впечатления от своих путешествий. Самым лучшим его произведением считается роман "Нищий" (1896), прекрасный пример натурализма, в котором рассказывается об ужасающих условиях жизни сельчан. Главным героем является профессиональным нищий, который обогащается, используя нищету и невежество крестьян. Из рассказов самым известным является сборник " Рассказы с палубы». Он основан на рассказах моряков, услышанных автором в своих путешествиях. Каркавицас тесно связан с течением натурализма. Признаки натурализма, присутствующие в его работах, состоят в точности представления реальности и господстве природы и низменных инстинктов над человеком. Сначала он пишет на кафаревусе, но позже, под влиянием Психари, переходит исключительно на демотики, пишет на хорошо обработанном и литературном языке.
 
Третий период обновляет бытописательный роман. То, что в предыдущем периоде выглядело косвенной критикой (или смотрелось как), теперь перешло в жалобу. В первое десятилетие 20-го столетия социалистические течения взбудоражили общество. Два одаренных литератора, К. Феотокис (1872-1923) и К. Хатзопулос (1868 - 1920), прожив за границей процесс теоретического становления и духа борьбы новых социалистических течений, стремятся посредством своих произведений показать процесс изнутри. В тот период новым был социальный протест. Обновленное бытописание стало показывать знакомую повседневность совсем с другого ракурса, что приводило в конце концов к обвинению .
 
«Осуждений» Феотокиса – длинное, растянутое повествование, написанное в 1919 году. Сюжет рассказа нас переносит в деревню , на Корфу в , родной город автора, где живут Гиоргис Арафимос со своей красивой женой Маргаритой и их тремя детьми , и Туркоянос, который работает прислугой в их доме. В их жизнь входит Петрос Пепонас , сосед, который испытывает сильные чувства к Маргарите. Туркоянос , который питает глубокие и скрытые чувства к Маргарите ("любит, как Богородицу"), подозревает и следит за ними, пытаясь предотвратить измену Маргариты. Присутствие Туркоянос мешает Петросу и Маргарите, поэтому они наводят на него клевету и Гиоргис безжалостно гонит его из дома.. На следующий день Гиоргиса находят убитым. Подозрение падает на Туркояноса, которого приговаривают к пожизненному заключению.
 
 
Петрос и Маргарита женятся. Вскоре после этого Петр был арестован за преступление и заключен в тюрьму. В тюрьме он встречается лицом к лицу с Туркояносом и не выдержав угрызений совести признается ему, что это он убил Гиоргиса, чтобы Маргарита стала его женой. Несмотря на это признание, которое оправдало бы несправедливо осужденного Туркояноса, последний, не желая мешать "счастью" Маргариты, не позволяет Петросу взять на себя ответственность за убийство, и таким образом, выбирает пожизненное заключение в тюрьме.
 
Туркоянос считает, что в жизни люди должны действовать, опираясь на добро и справедливость. Он терпеливо переносит все тяготы жизни, никогда не вредит другим и никогда не делает никому ничего плохого, даже во благо себе. Совершенно отлична от морали Туркояноса мораль Петроса Пепонаса , который считает, что в жизни мы должны всегда брать контроль над ситуацией и всячески добиваться лучшего для нас, даже если это означает, что это несправедливо по отношению к другим людям. Для Пепона единственное что имеет значение это чтобы, в конце концов, каждый получал то что он хочет, даже используя безнравственные средства, даже если нужно пойти на преступление.
 
Несмотря на различные стадии развития бытописательного романа, мы можем проследить некоторые общие характеристики:
 
- Бытоописательные романы обычно характеризуются глубоким лиризмом и в большинстве своем черпаются из личного опыта самих писателей. Очень часто, прозаики используют в своем произведении в качестве развертывания событий свою малую родину. Визиинос – Фракию, Кондилакис – Крит, Ксенопулос – Закинф, Пападиамантис – Скияфос. Память и ностальгия являются движущей силой вдохновения. Итак, повесть обращается к воспоминаниям о настоящем или недавнем прошлом, к знакомым местам.
- Большинство писателей ограничиваются описанием обычаев и фольклора, а именно подробному описанию нравов и обычаев народа, что часто приводит к понижению литературной ценности произведений. Существуют романы, которые просто описывают обычаи, и ничего больше. Совсем иное дело, когда обычаи гармонично вписываются и в описательную частью и в драматургию, в миф романа, тогда результат всегда успешен.
Не стоит удивляться, что греческий роман вначале связывали только с описанием жизни в деревне. В конце 19 века это являлось главной картиной жизни греков, так как бытописание совпало с укреплением буржуазии, которая возвращается с ностальгией к своим сельским корням. Буржуазная окружающая среда тогдашней столицы представляла из себя пеструю мозайку различных корней, пытающуюся найти свою идентичность и самоутвердиться.
 
- Правдивость рассказа достигается режжисурским/искусственным путем, основанным на систематическом использовании повествования от первого лица, которое производит впечатление личного присутствия с воссозданием точной картины с помощью широкого использования диалогов, с идиоматическими выражениями героев. Поколение 1880-х, во времена которого был особенный расцвет бытописательного жанра, связано непосредственно с языковым вопросом, с борьбой за упрощение языка, в котором оно заняло позицию в пользу демотики. Мы не должны забывать, что бытописательный роман является первой систематической попыткой написания прозы на демотики. Этому способствовало и то, что герои жанра - простые люди, и они, естественно, говорят друг с другом на демотике, используя идиоматические выражения языка своего региона, которые авторы желали воспроизвести в точности.
 
Существует несколько бытоописателей, произведения которых не представляют какого-то существенного развития и исходят из вариаций одной и той же темы. Однако, другие писатели подарили великолепные произведения и вели постепенно от бытоописания к реализму и натурализму.
Бытоописание часто использовалось как средство достижения целей совершенно чуждых от литературы, например, различные моральные проповеди, систематическая культивация патриотического поведения и национальной идеологии.
ПОДЫТОЖИВАЯ:
 
Элени Политу-Мармарину выделяет 2 категории бытописательной прозы:
 
а) Бытовое описание, как его пропагандировал журнал «Эстиа» и осуществили первые прозаики, т.е., идиллическое/идеализированное изображения фольклора и нравов греческой деревни/сельской местности (Дросинис, Эфталиотис, Кристаллис) и
 
б) реалистичный и натуралистичный бытописательный роман, который занимается маленькими, закрытыми обществами греческой периферии, в которой показаны ее темные стороны.
 
Панделис Вутирис добавляет, справедливо по моему мнению, к этой категории еще и буржуазный бытовизм, при котором поле исследований и вдохновения писателя перешло от деревни в город. Здесь размещается и описание Афин Мицакиса, Пападиамантиса, Ксенопулоса.
 
Бытоописание в Греции занимается изучением национального характера, местностью и местными нравами, в результате чего получаются произведения, которые не могут быть перепутаны с произведениями других народов. Греческим писателям предоставлялась возможность написать произведения греческого характера, не подражая зарубежной литературе. Бытовизм - это начало создания народной прозы.
На протяжении долгих лет греческая критика недооценивала значение греческой прозы периода 1880-1920, относилась к ней как к фотографическому описанию реальности или воспоминаний писателей, а не как к текстам с полноценным мифом и драматургией..Димарас считает, что это проза с отсутствием психологической глубины, отсутствием социальной драмы, композиции.
Однако, бытоописательные романы не описывают просто сцены из жизни народа, в чем состоял суть конкурса, объявленного журналом «Эстиа» в 1883, и не состоят только в том, что филолог Μ. Vitti называет «крайней фазой бытоописания», т.е. в реализме, нацеленном на социальную критику. Бытоописательные романы часто представляют и большой психологический интерес, и порой становятся глубоко психографическими, как у Визииноса.
Итак, Бытовизм – это отображение правдивым путем нравов, обычаев, поведения, идеологии определенного буржуазного/городского и сельского общества. Бытоописательные сочинения состоят из склада общественной жизни, занимаются поиском средних пределов и воссоздают типичные характеры. Повествовательный роман основывается на непосредственном наблюдении, на каждодневном опыте или отображении старых воспоминаний и опыта.
 
 
 
Дионисиос Марулис

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить