Греческий культурный центр

ПУТЕШЕСТВЕННИК НИКОС КАЗАНТЗАКИС

ПУТЕШЕСТВЕННИК НИКОС КАЗАНТЗАКИС
Лекция Йоргоса Стасинакиса, Президента координационного комитета
Международной ассоциации друзей великого писателя и мыслителя Никоса Казантзакиса,
посла Эллинизма
     mikriellada.ru2200055564   mikriellada.ru2200055511164

 

«Путешествие и исповедь стали двумя величайшими радостями моей жизни. Объехать весь мир, видеть – видеть и не пресыщаться – новые земли и моря, людей и идеи, и видеть все это так, будто впервые, или словно видишь все это в последний раз, смотреть долгим взглядом, а затем, сомкнув веки,  чувствовать, как богатство оседает в тебе тихими неровными волнами, пока время не просочится сквозь мелкое сито, чтобы отложилось в душе все самое яркое из твоих радостей и горестей, и мне кажется, что эта  алхимия сердца – великое, достойное человека наслаждение».
«Мой идеал – восемь месяцев путешествий и четыре месяца одиночества».
«Только одно имеет ценность: путешествия».
Эти слова Никоса Казантзакиса наилучшим образом подытоживают его страсть к путешествиям. С юности и до самой смерти он не переставал путешествовать по Греции, по Европе, Азии и Африке. Так он побывал в разных странах, проведя в них разное по продолжительности время. Он посетил Европу – Австрию, Бельгию, Францию, Германию, Югославию, Швейцарию, Грецию, Испанию, Италию, Голландию, Кипр, Великобританию, Украину, Португалию, Россию, Турцию и Чехословакию; Ближний и Средний Восток – Египет, Ливан, Палестину, Судан; Кавказ – Азербайджан, Армению и Грузию; Центральную Азию – Казахстан, Узбекистан, Туркменистан; юго-восточную Азию – Цейлон и Сингапур; Дальний Восток – Индию и Китай.
Казантзакиса приглашал Президент Неру, но состояние здоровья писателя не позволило ему посетить Индию. Из-за нехватки материальных средств и времени он не смог поехать в Центральную Африку, в Конго, Марокко, Алжир, на Тибет, в Ирак, Иран, Индонезию, в Латинскую Америку, в Мексику, на Маркизовы острова, в Самоа, на Таити и в Исландию – в страны, в которых он всегда мечтал побывать. Наконец, у него было желание совершить поездку в Польшу и в США, но греческие власти не возобновили ему паспорт, более того, приняли меры, чтобы американское посольство не выдало ему визу, т.к. считали его коммунистом.
Это был неутомимый путешественник!
Казантзакис совершал поездки не с туристической целью. Ему претила сама идея туризма, т.к. считал, что туризм уродует пейзаж и заставляет народы терять свою национальную самобытность. Его многочисленные путешествия имели совсем другие цели.
1.Начал путешествовать по необходимости. Действительно, после одного из критских восстаний семья его обосновывается в Пирее. По тем же причинам Никоса  зачисляют впоследствии в римско-католическую французскую школу на Наксосе.
2.Совершает поездки в качестве официального представителя или по приглашению правительств. В 1919 г. возглавляет делегацию, направленную Элефтериосом Венизелосом на Кавказ с целью репатриации греков, которые подверглись изгнанию со стороны большевиков и курдов. В 1929 г. Казантзакис приезжает в Советский Союз по приглашению в связи с празднованием 10-летнего юбилея Октябрьской революции. После Второй мировой войны он отправляется в Англию по приглашению Британского Совета. В 1957 г., за несколько месяцев до смерти, путешествует по Китаю и Японии. Многие  афинские газеты посылают его за границу для подготовки репортажей о различных значительных политических и общественных событиях. Таким образом, он совершил поездки в СССР, Китай, Японию, Испанию и Италию.
3.Наконец, он путешествует с культурными целями. Посещает музеи, выставочные залы, библиотеки, монастыри, церкви, мечети, исторические памятники и т.п.
Были и более глубокие причины его путешествий.
1.Прежде всего Казантзакис хотел познать людей, их национальную культуру, природу разных стран. Поездки были для него незаменимым средством духовного обогащения.
2.Кроме того, в путешествиях он стремился набраться впечатлений, необходимых для творческой деятельности. И действительно, поездки оказали огромное влияние на его книги, в особенности на крупную эпическую поэму  «Одиссея», состоящую из 33.333 строк.
3.В путешествиях выражалась его потребность в свободе. Он пишет из Баку: « В этом надежда путешественника – найти где-нибудь на краю земли картины, которые выражают его душу, помогают ему спасать и быть спасенным. Чем больше я путешествую, тем больше чувствую, что путешествия для меня являются потребностью в свободе».
Последняя существенная причина была духовного характера. В своей последней книге, духовной автобиографии «Отчет перед Эль Греко», писатель уточняет: «Все мои путешествия стали одной красной нитью, которая начинается с человека и поднимается до  самого Бога».
Во время своих поездок Казагнтзакис знакомился с интеллигенцией: с деятелями искусства, писателями, поэтами, художниками, музыкантами, политиками – с Горьким, Истрати, Франко, Сартром, Блумом, Чуэн-Лай и др.
Но встречался он также и с простыми людьми, у которых учился народной мудрости и практическому опыту. Достаточно вспомнить грека Зорбу,  его беседы с критскими пастухами, с бедуинами, которых он встречал в пустыне.
К написал о своих поездках десятки статей, репортажей и заметок, которые были опубликованы в газетах, литературных альманахах и в «Энциклопедическом словаре» Элефтерудаки. О своих путешествиях рассказывает он также в активной переписке, которую вел с родственниками, друзьями, политиками и учеными. Первые его статьи не представляют большой ценности. Однако он совершенствуется и становится одним из лучших представителей мировой литературы о путешествиях. Издал также путевые заметки на греческом языке в 5 томах под общим заголовком «Путешествуя: Россия, Англия, Испания, Япония-Китай, Италия – Египет – Синай – Иерусалим – Кипр – Морья».
С большой точностью Казантзакис описывает свою любовь к искусству и к природе: к музеям, выставочным залам, мечетям, монастырям, церквям, а также к горам, пустыням и морям. Он изображает людей и предметы именно такими, какими он их почувствовал и полюбил, в своей неповторимой манере, не отвлекая своего внимания от политической, серьезной проблематики.
Вот как Панделис Превелакис, духовный сын великого критятина, излагает квинтэссенцию путешествий Казантзакиса: «В этих своеобразных путевых заметках перекрещиваются духовные темы: смертность культур, психология народов, видные деятели и мыслители, пейзажи, памятники и музеи.… А  если подойти ближе – любовь к красоте, страстное стремление к вселенской справедливости, тревога о проблемах бытия – бесконечные мечты пламенной души».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить