Греческие композиторы

Каррер, Павлос

Pavlos_Karrer
Павлос Каррер
Παύλος Καρρέρ
Pavlos Karrer.jpg
Род деятельности:

оперный композитор
Дата рождения:

12 мая 1829(1829-05-12)
Место рождения:

Закинтос
Дата смерти:

7 июня 1896(1896-06-07) (67 лет)
Место смерти:

Закинтос

Павлос Каррер (греч. Παύλος Καρρέρ; 12 мая 1829, Закинтос — 7 июня 1896, Закинтос) — один из первых греческих оперных композиторов.

Биография

Каррер родился в известной аристократической семье Закинфа, восходящей корнями к Кипру, откуда и прибыл на Закинф родоначальник семьи в XVI веке. Его брат Фредерик был политиком и писателем.

Павлос Каррер учился музыке на острове Керкира в 1848 году у композитора Николоса Мандзароса. Продолжил учебу в Милане в 1850-57 гг. В Милане, в Театре Каркано, и были исполнены его первые оперы.

В 1857 году Каррер вернулся на Закинф где женился на певице сопрано Изабелле Иатра, которая была примадонной в его опере «Изабелла Аспена», исполненой на Закинфе, Керкире, в Комо, Брешии, Бергамо и Падуе. В 1858 году представил в Афинах отрывки своей оперы «Боцарис», но опера была поставлена полностью в городе Патры в 1861 году. В 1866 году был приглашен королевской четой Греции во дворец, где были исполнены его произведения. В 1882 году, опять в Патрах, была исполнена его опера «Деспо», полное либретто которой газета «Вперед» опубликовала на двух страницах.

Умер Каррер на Закинфе 7 июня 1896 года.

Его оперы Марафон и Саламис (посвящена Саламинской битве, были написаны в 1886 году с целью их постановки при открытии Афинского городского театра, но в конечном итоге были поставлены в 2003 г. − 115 лет спустя. Повторная их постановка, в октябре 2010 года, приурочена к 2500-летию Марафонской битвы.
Работы

* Пилигрим Кастилии
* Граф Воробей
* Данте и Беатрика (1852)
* Изабелла Аспена (1853)
* Выжившая (1854)
* Маркос Боцарис (1861)
* Цвет Марии (1867)
* Госпожа Фросини (1868)
* Мария Антуаннета (1873-74)
* Деспо героиня Сулиона (1882)
* Марафон (1883)
* Саламис (1883)

Ксенакис, Янис

Xenakis

XenakisMDaniel.jpg

Я́нис Ксена́кис (греч. Ιάννης Ξενάκης; 29 мая 1922(19220529), Брэила, Королевство Румыния — 4 февраля 2001, Париж, Франция) — французский композитор и архитектор греческого происхождения. Один из лидеров авангарда и концептуализма в музыке и архитектуре, создатель стохастической музыки.
Биография

Французский композитор-модернист, занимавшийся также архитектурой, математикой, теорией музыки, грек по происхождению, Янис Ксенакис (Jannis Xenakis), родился 29 мая 1922 в румынском городе Браила, в обеспеченной семье. Отец его, Клихос Ксенакис, был выходцем с острова Наксос, работал представителем английской экспортной компании. Был также большим любителем оперы. Мать Яниса, Фотини Павлу, родилась на острове Лемнос, была прекрасной пианисткой.

В 1932 Ксенакис с семьей переезжает в Грецию (о-в Спеце, до 1938). Там Ксенакис берет первые уроки музыки — гармонии и игры на фортепиано. В 1940 Ксенакис поступил в политехнический университет в Афинах, где получил инженерное образование; закончил ун-т в 1946. В то же время не прекращал заниматься музыкой, изучал музыкальную композицию и контрапункт.

В годы второй мировой войны молодой инженер Янис Ксенакис воевал в партизанском отряде ЭЛАС с фашистами, а потом — с «освободителями» англичанами. В результате попадения снаряда в дом, где укрывался Ксенакис, он получил тяжелейшее ранение, и в результате контузии потерял глаз. Ксенакис был мобилизован в регулярную греческую армию, но скрылся, спрятавшись на корабле, который отправлялся во Францию. Был объявлен государственным преступником и приговорён к смертной казни. Ему удалось бежать, сначала в Италию, затем во Францию (1948). Его брат и отец брошены в тюрьму.

По приезде во Францию Ксенакис поступил на работу в мастерскую известного французского архитектора, представителя авангарда, Ле Корбюзье в Париже. Участвовал в разработке многих его проектов, как например, Жилая Единица в Марселе (1949), здание Парламента в г.Чандигарх, Индия (1951), монастырь Ла Туретт (1953) и другие. В 1956 Ле Корбюзье получил заказ на проектирование павильона Филипс (от известного голландского концерна) для всемирной выставки ЭКСПО-58 в Брюсселе. Разработку этого проекта, который был назван «Электронная поэма», Корбюзье доверил Ксенакису. Моделирование сложных и весьма необычных форм павильона производилось математическим методом построения поверхностей 2-го и 3-го порядка (гиперболоид вращения). Его основная конструкция, вантовая в основе, с туго натянутыми металлическими растяжками, напоминает архаический струнный музыкальный инструмент, что-то вроде арфы. Исполнявшаяся внутри павильона аудиовизуальная программа под названием «Электронная поэма», — плод коллективного творчества. Аудиоряд «поэмы» был создан и записан Ксенакисом и Варезом. Это трёхминутный, беспрерывно повторяющийся опус под названием «Concret PH». Автором архитектуры павильона Филипс долгое время считался Ле Корбюзье, поскольку проект павильона создавался в рамках его мастерской, да и сама концепция «Электронической поэмы» также вырабатывалась под его началом. Конструкция павильона Филипс, созданная Ксенакисом, новаторская и, по сути, не имеющая прецедентов, предвосхитила появление целого направления в строительстве павильонов (например, вантовые перекрытия Олимпийского комплекса в Токио, арх. Кендзо Танге). Корбюзье и Ксенакиса, этих двух разных, и по возрасту и по основным увлечениям людей, сближал не только общий интерес к математике (Корбюзье как раз в это время создал свой знаменитый «Модулор», математический ряд пропорций). И тому, и другому были свойственны стремление к новаторскому поиску, пытливый склад ума, свой собственный, незаемный взгляд на вещи. В мастерской Корбюзье Янис Ксенакис проработал в общей сложности двенадцать лет — с 1948 по 1960.

В Париже Ксенакис возобновил свои музыкальные занятия, брал уроки у композиторов A.Онеггера и Д. Мийо (1948—1950), изучал композицию в Парижской консерватории у О. Мессиана (1950—1953). В ранних своих произведениях он сочетает традиционные формы с современными тенденциями, вплетая нередко национальные греческие мотивы. В это время им написаны «Весенняя Симфония» (1949-50), «Zygia» (для скрипки и виолончели, (1951), «Zygia kathisto» (фортепьяно в 4 руки, 1952), «Трио» (1952), «Anastenaria» и «Шествие к ясным водам» (1953), «Голубь мира» (август 1953). Известность Ксенакису принесла его написанная для оркестра пьеса «Metastaseis» (После покоя, 1954), премьера которой состоялась в октябре 1955 на фестивале современной музыки в городе Донауэшинген (Германия), а также его статьи, в которых он критиковал доктрину сериализма, популярную тогда среди авангардистов музыкальную теорию. Пьеса была отвергнута не только консерваторами, но и такими известными музыкантами авангарда, как Штокхаузен и Булез. Статьи Ксенакиса, направленные против сериализма, были изданы его пылким поклонником, дирижером Германом Шерхеном (Hermann Scherchen), и вызвали негативное отношение к Ксенакису всего музыкального авангарда. Впоследствии Шерхен впервые исполнил несколько композиций Ксенакиса: «Pithoprakta» (Действие вероятностей, для оркестра 1955-56), «Achorripsis» (Брошенное эхо, для 21 инструмента 1956-57), «Polla ta dhina» (Множество чудес в мире, для оркестра и детского хора, 1962), «Terretektorh» (конструирование через действие, для оркестра 1966).

В начале 60-х годов Ксенакис начал использовать, наряду с обычными музыкальными инструментами, звучания, сгенерированные с помощью ЭВМ, компьютерной техники тех времен, и специальных программ на языке Fortran.

Он выработал свою собственную систему композиции, которая строится на математических принципах, использует необычные звучания, созданные электроникой. Ему принадлежит приоритет во введении в технику музыкальной композиции методов точных наук — теории вероятности, в частности.

Всемирную известность Ксенакису принесли его балеты «Kraanerg», «Antikhthon», а также произведения для оркестра «Jonchaies», «Empreintes». Он выступил инициатором светомузыкальных представлений (политопов) — концертов для симфонического оркестра, хора и электронных звуков, исполнявшихся в ночное время под открытым небом, обычно в романтическом окружении древней архитектуры, в сопровождении специальных световых эффектов (им же самим и спрограммированных). В 1983 году он был принят в члены французской Академии изящных искусств. Музыкальное творчество Ксенакиса отличается изощренной сложностью, — и в отношении письма, и в отношении исполнения. Тем не менее, и сегодня Янис Ксенакис — исполняемый композитор, признанный классик музыкального авангарда, один из создателей самобытной ветви модернизма в музыке.
Цитаты

« На первый взгляд, в музыке Ксенакиса ничего не изменилось. Она сохраняет ту же жесткость, терпкость, категоричную ясность рисунка; ей присуща выразительность стальной конструкции, и в то же время радость грубого осязания живых тканей, сложно устроенных текстур. Как никто другой из авангардистов, за исключением разве что Вареза, Ксенакис смог привнести в звуковую область ощущения плотности и тяжести, тепла и холода, трения и рикошета. Он изобрел большую часть ставших теперь типовыми приемов авангардной инструментальной игры. Рассчитывая на ЭВМ „стохастическую" структуру своих опусов, Ксенакис разбудил в музыке дыхание доисторической природы и сделал мир ненасытно прожорливым к звуку; его творчество явило собой альтернативу музыке пауз, тишины, среды и атмосферы». (Пётр Поспелов)

Лоизос, Манос

Manos_Loizos

Манос Лоизос

Ма́нос Лои́зос (греч. Μάνος Λοΐζος, англ. Manos Loïzos, 22 октября 1937, Кипр — 17 сентября 1982, Москва, СССР) — знаменитый греческий певец и композитор, общественный деятель-антифашист.

Родился в одной из деревень на Кипре 22 октября 1937 г. После его рождения, в поисках лучшей доли, семья перебралась в Египет и поселилась в Александрии. Однако, в 17 лет Манос Лоизос уехал в Грецию. В Афинах он поступил в университет на фармакологический факультет, но скоро бросил обучение и полностью посвятил себя музыке, хотя так никогда и не получил формального музыкального образования.

Параллельно с музыкальной карьерой, начавшейся в 1963 г., он стал активным участником общественной жизни страны. Манос Лоизос не скрывал свои левые взгляды и жестоко критиковал хунту «чёрных полковников», активно действовал в рядах Коммунистической партии Греции и уже в 1967 г. его музыкальные произведения получили всенародное признание.

Умер Манос Лоизос 17 сентября 1982 г. в Москве, куда приехал на лечение. 2007 г. в Греции был назван годом Маноса Лоизоса.

Теодоракис, Микис

Mikis_teodorakis

Ми́кис Теодора́кис (греч. Μίκης Θεοδωράκης, р. 1925) — известный греческий композитор и политический деятель.
Микис Теодоракис

Биография

Теодоракис родился 29 июля 1925 года на греческом острове Хиос. Его отец был выходцем с острова Крит, мать родилась в Малой Азии. С детства мальчик проявил интерес и любовь к музыке, свои первые песни он стал сочинять, еще не умея играть на музыкальных инструментах. В возрасте 17 лет организовал хор в пелопоннесском городе Триполисе.

Во время Второй мировой войны Теодоракис участвовал в Движения Сопротивления. Был схвачен нацистами и подвергался пыткам.

Во время гражданской войны в Греции (1946—1949) композитор был отправлен в ссылку на остров Икария, а затем помещен в концлагерь на острове Макронисос, где также подвергался пыткам и избиениям.

В 1950 году окончил Афинскую консерваторию по классу композиции у Филоктитиса Икономидиса. Затем с 1954 по 1959 год в Парижской консерватории учился музыкальному анализу у Оливье Мессиана и дирижированию у Эжена Виго. Живя во Франции, много сочинял. К этому периоду относятся камерные прелюдии и сонатины, симфонические произведения и три балета.

В 1959 году композитор вернулся в Грецию. Организовал оркестр в Афинах и Музыкальное общество в Пирее. Занимался также политической деятельностью, в частности был депутатом парламента от Единой демократической партии (1964—1967). В апреле 1967 года вскоре после путча, устроенного «черными полковниками», Теодоракис ушел в подполье. Полковники запретили его музыку, а вскоре композитор попал в тюрьму, где провел пять месяцев. В 1968 году его освободили под давлением мирового общественного мнения и отправили в ссылку, но уже в 1969 г. поместили в концлагерь Оропос (под Афинами). За него снова заступились всемирно известные деятели культуры, в частности, Д. Шостакович, Л. Бернстайн, А. Миллер, Г. Белафонте. Это возымело действие, и в апреле 1970 года композитор был освобожден. С 1970 года он жил и работал во Франции. В изгнании он продолжал борьбу, устраивая концерты в пользу борцов с хунтой. После падения хунты в июле 1974 Теодоракис снова вернулся в Грецию.

В 1980-х и 1990-х он несколько раз избирался в парламент, был министром в правительстве К. Мицотакиса. В настоящее время — на пенсии.
Произведения

Перу Теодоракиса принадлежат многочисленные симфонии, камерные произведения, а также популярные песни и танцы в народном стиле (циклы «Лирика», «Дионис», «Федра», «Море» и др.). Всемирную известность получил его танец сиртаки. В разные периоды он создал также оперу «Квартал ангелов»; балеты «Орфей и Эвридика», «Антигона», «Медея», «Лисистрата», «Песнь о мёртвом брате», «Любовники из Теруэля», музыка к драматическим спектаклям (к трагедии «Эдип-царь» Софокла и др.) и фильмам («Грек Зорба» М.Какоянниса, 1964); вокальные сочинения.
Библиография

* Mikis Theodorakis: Journals of Resistance. Translated from the French by Graham Webb, Hart-Davis MacGibbon, London, 1973.
* Mikis Theodorakis: Music and Theater, Translated by George Giannaris, Athens, 1983.
* George Giannaris. Mikis Theodorakis. Music and Social Change, Foreword by Mikis Theodorakis. G. Allen, London, 1972.
* Gail Holst. Myth & Politics in Modern Greek Music, Adolf M. Hakkert, Amsterdam, 1980.

Хадзидакис, Манос

Манос Хадзидакис (греч. Μάνος Χατζιδάκις; 23 октября 1925(19251023), Ксанти — 15 июня 1994) — всемирно известный греческий композитор. В 1960 году он получил премию «Оскар» за песню «Дети Пирея» и музыку, написанную к фильму Жюля Дассена «Никогда в Воскресенье». В дальнейшем эта песня вошла в десятку самых коммерческих песен века. Заслугой Хадзидакиса является то, что он вывел на свет музыкальное течение ребетика, до него считавшееся музыкой маргинальных слоев населения, а музыкальные инструменты, связанные с этим течением, такие как например бузуки, смело ввёл в современную греческую музыку.

Биография

Родился в греческом городе Ксанти, Западная Фракия. Одной из первых работ Хадзидакиса была песня «Бумажная Луна» (Χάρτινο το Φεγγαράκι), которую он написал для пьесы Теннесси Вильямса в постановке Каролос Кун. Афинского театра Искусств .Сотрудничество с ним Хадзидакис продолжал на протяжении 15 лет. В 1947 г. он написал свое первое произведение для фортепиано «Белой Устрице» (Για μια Μικρή Λευκή Αχιβάδα).

В 1948 г. Хадзидакис шокировал музыкальное сообщество своими лекциями о музыкальном течении ребетика, до того пребывающим в полулегальном состоянии и распространенном в основном в среде портового люмпен-пролетариата и беженцев 1922 г. из Малой Азии. Более того, эта музыка ассоциировалась также с уголовным миром и потреблением гашиша. Хадзидакис показал глубокие музыкальные корни этого течения восходящие к Византии, если не к древности . Одновременно он вывел на свет популярных в народе композиторов «ребетико», таких как Маркос Вамвакарис и Василис Цицанис.

Непосредственно после этих лекций, в 1951 г., он использует стиль «ребетико» в своих «Шести народных картинах» для фортепиано (Έξι Λαϊκές Ζωγραφιές). В 1949 г. Хадзидакис создает Греческий театр танца вместе с хореографом Rallou Manou. Хадзидакис продолжает писать популярные песни и музыку к кинофильмам . В 1954 г. он пишет музыку к фильму Михалиса Какояниса «Стелла», в котором актриса Мелина Меркури поет популярную по сегодняшний день песню «Любовь, что стала обоюдоострым ножом» (Αγάπη που 'γινες δίκοπο μαχαίρι). В 1959 г. Хадзидакис встречает певицу Мускури, Нана, свою идеальную исполнительницу, в дальнейшем получившей всемирную всемирно известность. 1960 г. принес международный успех: музыка к фильму Жюля Дассена «Никогда в Воскресенье» получила Оскар, а песня «Дети Пирея»(Τα παιδιά του Πειραιά) стала международным хитом. В 1962 г. он пишет музыку к постановке Dream Street (Οδός Ονείρων) а также к комедии Аристофана Птицы (Όρνιθες). Музыка из «Улицы Мечты» была в дальнейшем использована 20th Century Ballets Мориса Бежара. В 1964 г он издает альбом «15 Вечерней» (Δεκαπέντε Εσπερινοί) включающий одну из самых известных его песень Mr Antonis (Ο Κυρ Αντώνης). В 1965 г. издает свой знаменитый альбом LP Gioconda's Smile (Το Χαμόγελο της Τζιοκόντας) . В 1966 г. Хадзидакис приезжает в Нью Иорк на премьеру Illya Darling, Бродвейского мюзикала на основе «Никогда в Воскресенье» и с Мелиной Меркури снова в главной роли. Между тем в Греции устанавливается военная диктатура и Хадзидакис в знак протеста отказывается возвращаться в страну.
В эмиграции

Находясь в США, Хадзидакис написал Ритмологию (Rythmologia) для фортепиано, и цикл песен Великий Эротический на стихи греческих поэтов древности [Сапфо, Эврипид], средневековья [Георгий Хортадзис] и современности [Дионисиос Соломос, Константин Кавафис, Одиссеас Элитис, Никос Гацос]
Последние годы жизни

Хадзидакис вернулсяв Грецию в 1972 г. С падением диктатуры в 1974 г. принимает участие в политической жизни. Следует отметить, что если в юности, во время оккупации, Хадзидакис состоял в молодежной организации Сопротивления ЭПОН ,левой ориентации, то в конце своей жизни он более примыкал к правым партиям. Возглавил Афинский государственный оркестр (KOA), Национальную оперу (ΕΛΣ), Национальное радио (EΡT). В 1989 г основал малый симфонический оркестр -«Оркестр Цветов». Хадзидакис умер 15 июня 1994 г., в возрасте 68 лет.
Музыка к фильмам и пьесам

* Непокоренные рабы — Unsubdued Slaves — US title (1946)
* Красная Скала (1949)
* Два Мира (1949)
* Мертвый Город — Dead City — US title (1951)
* O Grousouzis — The Grouch — US title (1952)
* Агни Порта — Lily of the Harbour — US title (1952)
* Никогда в Воскресенье (Ποτέ Την Κυριακή) (1960)
* Topkapi (1964)
* Улыбка Джиоконды (Το Χαμόγελο Της Τζοκόντας) (1965)
* Illya Darling (1967) Broadway musical
* Reflections (1969) — Performed by the New York Rock & Roll Ensemble
* Sweet Movie (1974)
* Memed My Hawk (1984)
* Reflections (2005) — Performed by Raining Pleasure. Special appearance by Meriam performing the song «Kemal»
* Аморгос (2006)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить