Религиозная ситуация
После вхождения территории Понта в состав Османской империи (XV в.) понтийские греки испытывали процесс исламизации, который имел характер как вынужденного (мусульмане не облагались налогом — "харадж"), так и добровольного перехода в ислам (идеологи туркофильского течения в Византии: Критовул, Лука Нотар), например, в XVII в. население Офа вместе с местным владыкой Александром принимает ислам.
Христианские церкви закрываются и в них начинают действовать мечети, так уже Эльвия Челеби (XVII в.) отмечал в Трабзоне мечети прежде бывшие церквями (мечеть Средней крепости, мечеть айя София, мечеть Эрдугдо-бея и др.). В этот период Трабзонский эялет становится крупным мусульманским центром: в Трабзоне находится одна из святынь мусульман — могила матери Селим-хана I; за Офом закрепилась репутация крупнейшей в империи богословской школы; Оф и Тонья остаются по сей день очагами компактного проживания грекоязычных мусульман.
Периоды веротерпимости сменялись гонениями на христиан. Султан Мехмед II Фатих (1451 —1481) даровал привилегии патриарху Геннадию Схоларию; в 1812 г. религиозные фанатики убили патриарха Григория V и разрушили 16 христианских храмов; конец XIX в. — христиане получили равные права с мусульманским населением империи (подтверждено Берлинским трактатом (1878)); в 1923 г. исламские фундаменталисты требуют закрытия в Константинополе патриархии.
В Османской империи с XVIII века значительная часть неофитов — понтийских греков, формально перейдя в ислам, продолжала сочетать в культовой практике черты ислама и христианства (нестрогое соблюдение мусульманских пищевых запретов, отказ от обрезания или симуляция этого обряда после смерти человека, использование одновременно мусульманских и христианских имен, постройка подземных церквей, посвященных христианским святым-мученикам, например св. Федору, отказ от захоронения на мусульманском кладбище, отпевание покойника христианским священником и чтение молитвы имамом или погребение без участия имама). Религиозный синкретизм рассматривался официальным духовенством и верующими как тайное христианство (криптохристианство). Общины греков-криптох-ристиан (крифи — от греч. krifh "тайные", кром-ли — по названию села Кром, одного из центров криптохристиан, ставриоты — по названию села Ставри, возможно от греч. сгсосорск; 'крест') подвергались преследованию со стороны османской администрации, согласно закона о смертной казни за переход из ислама в другие религии (отменен в 1856 году).
Центрами криптохристиан являлись в горной зоне сельские округи Кром (санджак Гюмеш-хане), Санта, Мачка (санджак Трабзон), на побережье села в окрестностях касабы Сюрмене (санджак Трабзон), окрестности города Герасун (санджак Трабзон).
В 1910 г. Министерство внутренних дел османской империи издало предписание местной администрации Трабзонского вилайета, согласно которой крифи признавались православными христианами. В начале XX в. большинство криптох-ристиан официально перешло в православие.
В 1900 г. мужское население греков-христиан составляло 200 тыс. человек, грекоязычных мусульман — 100 тыс.; к 1914 г. криптохристиа-нами оставалось 43 тыс. человек (оценка Агдзи-диса).
О неустойчивой этноконфессиональной идентичности понтийских греков во второй половине XIX в. свидетельствует наличие маргинальных групп среди понтийцев, переселившихся в пределы Российской империи. По материалам Первой всеобщей переписи Российской империи 1897 г. в Кубанской области проживали грекого-ворящие-армяногригориане, 191 душа.
Во время проживания в Понте церковные приходы греков-христиан епархиально подчинялись Константинопольскому патриархату греческой православной церкви. Понтийские греки, которые в конце XIX — начале XX вв. проживали в Российской империи, являлись прихожанами епархий Русской православной церкви. В первые годы переселения епархиальная принадлежность понтийцев была неопределенной, что было вызвано отсутствием надлежащих документов у выходивших из Османской империи греческих священников. В 1917 г. Центральный совет Понта добился от Священного Синода церковной автономии приходов понтийских греков Карса и Ахталии, которая просуществовала до полного выселения греков из этих районов в 1919 г.
Сейчас понтийские греки, проживающие в Грузии, считаются прихожанами Автокефальной грузинской православной церкви, в греческих приходах Сухумо-Абхазской епархии до грузино-абхазского конфликта богослужение велось частично на греческом языке. Религиозные организации Греции активизировали свою миссионерскую деятельность в Абхазии после конфликта, под их опеку перешел Ново-Афонский монастырь, церковь апостола Симона Канонита. На территории Российской Федерации понтийские греки посещают церкви приходов Московской патриархии Русской православной церкви.
Для бытового вероисповедания понтийских греков характерно почитание православных святых (св. Георгия, св. Ильи, св. Пантелимона, св. Варвары, св. Николая, Богородицы). При проведении обрядов посвященных святым или другим церковным праздникам (Успение Богородицы) понтийцы практикуют отвергаемое православием ритуальное жертвоприношение — "гурпан" (кур-бан), в жертву приносят баранов, бычков, петухов.