Особенности культуры

Хозяйственно-культурный тип

В конце XIX до середины XX века понтий­ские греки проживавшие в сельской местности имели земледельческо-скотоводческий уклад хо­зяйства, с преобладанием земледелия над ското­водством.

Земледелие пашенное, с использованием плуга распространенного в понтийском регионе типа "карасобан", в горных районах землю обра­батывали при помощи заступа особого типа "лех-тер", с раздвоенным наконечником и изогнутой деревянной рукоятью. Территория Понта как и Западная Грузия входит в ареал, где кукуруза пре­валирует над другими зерновыми, вытесняет зер­но других злаков. В Понте и Западной Грузии на­звание кукурузы является однокоренным словом с этнонимом "лаз", у понтийских греков — "лазу-д(и)" (Xa^oi)8r|). Тем не менее, в высокогорных районах, а также на Кавказе понтийские греки сеяли пшеницу, рожь, ячмень. В Понте греки вы­ращивали лесной орех "фундук", который постав­лялся на рынки Османской империи и импорти­ровался. В настоящее время лесной орех наравне с чаем является доминирующей сельскохозяй­ственной культурой в турецком Понте.

Скотоводство отгонное; с конца апреля до начала ноября скот находился на летних пастби­щах "яйлах" в высокогорье, все остальное время его держали в стойлах при доме. Понтийские гре­ки разводили мелкий рогатый скот, крупный ро­гатый скот — коров местной малорослой породы, который использовали для получения молока, мяса и в качестве тягловой силы, поголовье лошадей в хозяйстве понтийцев было не значительным.

В Советском Союзе понтийцы были вовле­чены в административно-плановую колхозную систему, индивидуальное сельское хозяйство ве­лось лишь в масштабах приусадебного участка. Безусловно, отрицательно сказалось на сохране­ние способов ведения хозяйства массовое высе­ление понтийских греков в годы сталинских реп­рессий. Традиционный для Понта хозяйственный уклад поддерживается греками лишь в отдельных районах Закавказья (Цалкский, Тетрицкаройский, Дманисский районы Грузии, Абхазия).

В качестве субстрата в хозяйстве понтийс­ких греков сохраняются занятия традиционные для всех групп Понтийского региона: охота, лес­ное собирательство, пчеловодство (о специфичес­ких свойствах понтийского — "колхского" меда упоминает еще Ксенофонт в IV веке до н. э.32). Некоторые группы понтийских греков в Аджарии, Абхазии и на Северном Кавказе занимались ры­боловством (в Понте морским ловом рыбы зани­мались главным образом лазы и турки побережья, в меньшей степени греки) и охотой на дельфинов. В современном турецком Понте дельфиний про­мысел считается занятием, унаследованным тур­ками от прежнего "румского" (греческого) насе­ления, греческими называют также старинные светильники, в которых использовался жир дель­финов.

Специфические занятия: табаководство было товарной отраслью сельского хозяйства рас­пространенное в Понте главным образом среди христиан — греков и амшенских армян, они пер­выми стали заниматься разведением табака на Кавказе, куда из Анатолии были завезены некото­рые сорта табака, в частности "трапезунд". В со­ветский период в местах компактного прожива­ния понтийских греков на Кавказе (в Абхазии, Аджарии, Краснодарском крае) были созданы та­баководческие колхозы. В Краснодарском крае в Греческом национальном районе колхозы выра­щивали больше половины всего табака региона. За пределами района табаководство также сосре­доточилось в руках понтийцев. Например, после переселения в ст. Северскую греков из окрестных хуторов, они были собраны в табаководческий колхоз "Кокинас капнас".33

Каменное строительство является специфи­ческим для греков и отдельных групп лазов (ма-ховцы, с. Махо) отходническим промыслом, ког­да мужчины, собираясь в артели, выезжали за пределы Понта на заработки в Россию, Закавка­зье, внутренние районы Анатолии. До сих пор на Кавказе понтийские греки продолжают считаться хорошими каменщиками, строительные бригады грекоязычных мусульман и понтийских турок про-

должают выезжать на заработки в Европу и на Ближний Восток.

До середины XIX века в районе Гюмюш-хане велась добыча меди и серебра, которая явля­лась прерогативой проживавших там греков. Хри­стиане-горняки пользовались льготами со сторо­ны османского правительства, которые были уп­разднены после закрытия рудников. Переселенцы из горняцких районов Понта (Шерианны) заня­лись разработкой медных и серебряных месторож­дений в Закавказье, в исторической области Лори, где по указу грузинского царя Ираклия II ими бьши образованы Алавердские медеплавильные заво­ды.

Известно, что в средние века в Трапезунд-ской империи существовало развитое мореходство, которое обслуживало торговые, военные и рыбо­ловные отрасли империи.34 Но с XVIII в. в целом мореходство в черноморском бассейне пережива­ет упадок — исчезают морские суда у абхазов, адыгов-шапсугов, перестают совершать морские походы донские и запорожские казаки. Дольше остальных морским судоходством занимались в регионе население Понта (греки и, особенно, лазы). В Турции до сих пор сохраняется представ­ление, что "лазы" прирожденные моряки. Понтий­ские греки, вероятно, перестают заниматься ак­тивно морским судоходством на Черном море в середине XIX века. В 1850-е годы в Абхазию пе­реселяется 300 семей греков-моряков из Трабзо­на, ими была образована "матросская слобода" (с 1916 г. зачислена в Эшерское сельское общество).35 Сейчас даже старожилы греческих поселков на черноморском побережье Кавказа не помнят вре­мени, когда их предки занимались мореходством, объясняют начало застройки поселков с нагорной части — паническим страхом моря.

В настоящее время хозяйственная и про­фессионально-производственная деятельность понтийских греков не имеет специфических от­личий от занятий окружающего иноэтничного населения.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить