Понтийский геноцид



Со вступлением Турции в первую мировую войну, сразу после начала мобилизации населения, турецкое правительство объявило национальные меньшинства империи политически неблагонадёжными и распорядилось о выселении христианского населения Малой Азии — поначалу армян и ассирийцев, а чуть позднее и греков — вглубь страны, в пустыни Сирии и Мессопотамии, где были устроены концентрационные лагеря. Ранее большая часть мужчин-христиан были призваны в трудовые батальоны, в которых были созданы нечеловеческие условия. Немногие выжившие позднее стали жертвами массовых казней

Понтийский геноцид
19 мая - День Памяти жертв геноцида понтийских греков в Турции
(1916 - 1923)

История репрессий против греческого населения в Турции, начавшаяся в 1453 г. с падением Византийской империи, насчитывает уже пятьсот лет.

До начала греческой освободительной войны 1821 г. жестокие меры против мирного населения применялись в основном в карательных целях (например, подавление Пелопоннесского восстания 1770 г.). Но по мере усиления политического и экономического кризиса в Османской империи погромы и массовое уничтожение христиан приобретали всё больший масштаб и истерический характер. Так летом 1824 г. турками было уничтожено население о-ва Псара — почти 20000 человек; при султане Абдул Гамиде II в 1894 г. начались погромы армян в Сасуне, в сентябре 1898 г. мусульманские фанатики устроили резню христиан в критской Кандии, причём кроме несколько сотен мирных жителей, также погибли 14 английских военнослужащих и английский вице-консул.

Младотурецкая революция 1908 г. ввела в обиход турецкой политической элиты идеологию «пантюркизма», которая фактически является расистской доктриной, создавшей базу для тотального истребления христианских народов Турции. Кроме армян и ассирийцев, жертвами геноцида стали, по разным оценкам, от 353000 до 600000 малоазийских (понтийских) греков. В сентябре 1911 г. на младотурецкой конференции в Салониках была открыто обсуждена и рассмотрена перспектива насильственного устранения всех этнических меньшинств Турции.

Со вступлением Турции в первую мировую войну, сразу после начала мобилизации населения, турецкое правительство объявило национальные меньшинства империи политически неблагонадёжными и распорядилось о выселении христианского населения Малой Азии — поначалу армян и ассирийцев, а чуть позднее и греков — вглубь страны, в пустыни Сирии и Мессопотамии, где были устроены концентрационные лагеря. Ранее большая часть мужчин-христиан были призваны в трудовые батальоны, в которых были созданы нечеловеческие условия. Немногие выжившие позднее стали жертвами массовых казней.

В городе Пафра было уничтожено 90% населения, включая детей и женщин; 6000 человек были заживо сожжены. Немногие выжившие были спасены греческими партизанами.

В 1920 г., после долгих дипломатических прений, митрополитом Трапезунда Хрисанфом (впоследствии приговорённым к смерти турецкими властями, но избежавшим казни), и главой кабинета министров Армении было подписано соглашение о создании Понтийско-Армянской конфедерации, которая предполагала совместные военные действия против турок. Но отказ союзников по Антанте в военной помощи привёл к поражению армянских войск и сдаче крепости Карс туркам (ноябрь 1920 г.). Огромный арсенал, доставшийся кемалистам в Карсе, был успешно использован ими против греков.

Лишённые поддержки, понтийские греки продолжали борьбу в условиях партизанской войны. С именами партизанских командиров Василь-аги (Василиоса Анфопулоса), Панделиса Анастасиадиса, Анастасиоса Пападопулоса, Эвклидиса Куртидиса, Евстафиоса Феодоридиса, Иорданиса Царухонета, Иоанниса Кианхидиса, священника Панайотиса Макридиса и многих других связаны самые героические страницы сопротивления. Осенью 1921 года партизанам Анастасиоса Пападопулоса в сражении при горе Топсам удалось уничтожить 700 турецких солдат под командованием Лива-паши.

Тем не менее в целом на фронте инициативу удерживали кемалисты. 9 сентября 1922 г. турецкая армия заняла город Смирну (ныне Измир), где сразу же началась массовая резня христиан. Были полностью сожжены греческая, армянская и европейская части города, уничтожено все христианское население. Число жертв по разным оценкам составило до 100000 человек. Современная турецкая литература освещает эти события примерно так: «Было засушливое лето, начался пожар и город сгорел. После этого Измир отстроили заново».

В октябре 1922 греческое правительство добилось от турецких властей подписания договора об эвакуации выживших греков на турецких военных кораблях в Константинополь. Всего в Грецию удалось эвакуировать около 400000 беженцев; около 135000 бежали на территорию Советского Союза. 24 июля 1923 был подписан Лозанский мирный договор, завершивший войну. В соответствии с подписанной конвенцией об обмене населением в Грецию прибыло ещё около 1 млн. переселенцев. Вследствие геноцида понтийских греков на территории Турции была на корню уничтожена культура народа, обитавшего в Малой Азии более 3000 лет. Немногие сохранившиеся христианские общины греков в Турции являются тайными (криптохристианскими); в основном же выжившие и оставшиеся в Анатолии греки были исламизированы.

24 февраля 1994 года Парламент Греции постановил считать 19 мая Днём Памяти геноцида понтийского эллинизма. Пока геноцид был признан только правительством Греции и правительством Кипра, а также американским Штатом Нью-Йорк. Первый призыв к международному признанию понтийского геноцида прозвучал только 27 сентября 2006 года, на заседании парламента Европейского Союза.

19 мая 2006 г. у турецкого посольства в Москве состоялась первая в России акция с требованием признания геноцида турецкими властями. Традиционно в этот день во всём мире, где есть греческие диаспоры, проходят поминальные панихиды и демонстрации. В этом году акция протеста, организованная Московским Обществом Греков и греческой молодёжной организацией «Арго», состоится так же, как и в прошлом (дополнительная информация будет сообщаться в ходе подготовки к мероприятию).

Репрессии против греков, так же как и против других христианских народов Османской империи, проводились периодически и до 1919 г. Например, немало греков и ассирийцев погибли во время организованных султаном Гамидом II армянских погромов 1894 – 1896 гг. В марте 1915 г. в окрестностях г. Смирны (ныне Измир) младотурками была осуществлена резня греков, призванных незадолго до этого в турецкую армии.

Однако геноцидальная политика по отношению к греческому населению Турции стала активно проводиться турецкими националистами под руководством Мустафы Кемаля (Ататюрка) во время греко-турецкой войны 1919 – 1922 гг. Надо отметить, что война была начата Грецией в нарушение Мудросского перемирия, заключенного между Антантой и капитулировавшей в первой мировой войне Турцией, с целью возвращения исторических греческих территорий в Малой Азии и европейской части Турции.

Сопротивление греческой армии оказывали войска турецких националистов, не признававших ни Мудросского перемирия, ни заключенного позднее в 1920 г. Севрского мирного договора. Вплоть до лета 1921 г. греческая армия продолжала наступление и дошла почти до Анкары. Однако благодаря умелой игре на противоречиях между странами-членами Антанты кемалистам удалось закупить вооружение у Франции и Италии, а также получить военную помощь от большевиков (10 млн. рублей золотом, оружие, амуницию) и, перегруппировав силы, перейти в наступление. В августе-сентябре турки нанесли грекам тяжелое поражение, после которого началось отступление греческой армии. Наступление войск Кемаля сопровождалось тотальной резней мирного греческого населения Турции. Апогеем разрушения стало взятие турками Смирны: кемалисты и местные турки подожгли греческие, армянские и европейские кварталы города и устроили резню христиан. Количество погибших в течение семидневного погрома составило примерно 100000 человек.

Примечательно, что за резней и поджогами наблюдали со своих боевых кораблей союзники греков, в частности британцы, имеющие приказ не вмешиваться в происходящее. Позднее очевидец погрома американский консул Джордж Хортон написал: “Одно из самых сильных моих впечатлений было чувство стыда за то, что я принадлежу к роду человеческому”.

В 1923 г. по условиям Лозанского мирного договора Греция и Турция совершили обмен: 1,2 млн. греков, проживавших в Восточной Фракии и Малой Азии, были отправлены в Грецию, а в Турцию переселились 375 000 турок из Греции. Стамбульские греки в качестве исключения были освобождены от переселения.

Число жертв геноцида греков по разным оценкам составляет от 600000 до 1 млн. человек. Большой утратой для человечества является также уничтожение культурной самобытности понтийского гречества. Понтийский греческий являлся звеном, связывавшим древний и современный греческие языки. Сегодня понтийский диалект и сопутствующая ему культура находятся на грани вымирания. В современной греческой литературе события 1919 – 1923 гг. называются греческим холокостом или понтийским геноцидом.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить