ГЕНОЦИД ГРЕКОВ ВОСТОКА


Типичный тому пример – рапорт французского военного атташе в Стамбуле, датируемый 11 апреля 1908 г., в котором, в частности, говорится:
«Имею честь сообщить Вам, что в городе Призрен уже в течение длительного времени наблюдаются серьезные беспорядки.
В результате осквернения большой мечети города, внутри которой утром была найдена отрезанная свиная голова (что считается тяжелейшим оскорблением для религии Пророка), 800 албанских мусульман Сумы, известных своим фанатизмом, ворвались в город со следующими требованиями:
• Закрыть рынок (базар)
• Разрушить католическую церковь
• Заново отстроить, в другой части города, оскверненную мечеть
• Немедленно изгнать христиан из всех зданий, домов или магазинов, принадлежащих мусульманам...
… В селении Пирана мусульманские землевладельцы решили прогнать из своих владений всех христиан, которые откажутся принять ислам.
Кто на самом деле положил в мечеть свиную голову? Истина мало кого волнует. Предлог был найден, и христианское население, выставленное козлом отпущения, заплатило по самой высокой цене.
Для того чтобы понять правовое положение немусульманских народов («дхимма», как их называли османы), в Османской империи, необходимо сказать, что, согласно исламскому гражданскому праву, мусульмане имеют полные права и обязанности граждан, в то время как немусульмане могут рассчитывать лишь на защиту от грабежей и насилия. т.е., фактически они были лишены прав, и их присутствие не оспаривалось, если они признавали власть и превосходство мусульман и исламский порядок. Об этом несоответствии свидетельствует целый ряд политических и правовых ограничений (запрет на вступление в брак с мусульманином, показания христиан в отношении мусульман не принимались во внимание судом, унизительные правила, как надо одеваться, ограничения на жилищное строительство, способ приветствия и т.д.).
В связи с этим турецкий социолог и историк Танер Аксам пишет: «Плюралистическая исламская модель основана как на унижении, так и на терпимости. Считается, что немусульмане добровольно примут такое положение вещей. Иное поведение представляется как нарушение договора «дхиммы». Речь идет о фактическом заговоре, т.к. предполагаемое вышеупомянутое соглашение было ни чем иным как предписанием: равноправных отношений не существует, есть лишь отношения смирения и терпимости, когда немусульмане обязаны выражать послушание и приверженность исламскому порядку, и свою неполноценность в сравнении с мусульманами.
Эта система привела к произволу и самым различным преступлениям в отношении христиан. Поэтому, как только появились признаки упадка империи и в ее дела стали вмешиваться великие державы, заставившие османских султанов провести ряд реформ, в основном касавшихся прав немусульманского населения, уровень жизни христиан стал быстро повышаться. В условиях постепенного сокращения территорий империи это вызывало зависть и сопротивление со стороны некоторых мусульманских кругов.
В особенности это проявилось после того, как Порта была вынуждена подписать Гюльханейский хатт-и шериф 1839 г. и хатт-и хумаюн (рескрипт султана) 1856 г. и мусульманское население, лишившееся монопольного права осуществлять управление, почувствовало, что теряет чувство превосходства. Таким образом, начавшийся процесс уравнивания в правах христианского и мусульманского населения был крайне болезненным для последнего. В этом плане характерны слова Али Суави, одного из представителей движения новых османов, стремившихся к проведению реформ, направленных на воссоздание прежнего стиля управления империей: «Мусульмане не только не признают превосходство какого-либо из покоренных народов, но и не позволят им управлять собой. Они будут готовы рисковать всем и проливать кровь, чтобы это предотвратить…».
Тем не менее, некоторые молодые студенты Военно-медицинской академии в Стамбуле, светлые умы, полагали, что только абсолютное равенство, свобода и справедливость смогут сохранить империю, основой которой должно стать чувство братства между мусульманами и немусульманами. Таким образом, в 1887 они основали тайную организацию под названием Комитет единства и прогресса. Влияние организации быстро росло, особенно в 1889, когда в ее руководство вошли Ибрагим Темо (албанец), Мехмед Рашид (черкес) и Абдулла Джевдет (курд). В организацию вступил племянник султана, принц Сапахэддин, который действовал за рубежом.
Султан и подчинявшиеся ему секретные службы в 1897 г. распустили Комитет единства и прогресса. Но тот продолжил свою деятельность в Париже, где издавалась газета «Молодая Турция», давшая название младотурецкому движению.
В движение вступили также многие греки и армяне. Действительно, на съезде Комитета в Париже в 1902 году одержало верх самое радикальное, демократическое течение во главе с принцем Сапахэддином, которому отдали свои голоса греческие и армянские делегаты. Но на следующем съезде в 1907 г. усилилось влияние другого течения, к которому принадлежали в основном ксенофобы, такие как доктор Мехмет Назим, доктор Бахаэтдин Шакир и Ахмет Риза. Различия во взглядах между ними и армянскими представителями оказались непреодолимыми.
Тем не менее, несмотря на разногласия между двумя течениями, в результате революции 1908 г. младотуркам удалось прийти к власти.
Все народы Османской империи встретили революцию с небывалым энтузиазмом, в особенности греки и армяне.
Но очень скоро маски были сброшены. Едва завершился визит бывшего премьер-министра Димитриоса Раллиса в составе делегации из пяти членов парламента, как из Стамбула пришла телеграмма, отправленная греческим послом в Турции Грипарисом 16 октября 1908, в которой говорилось следующее:
«Вчера днем в районе Бешекташ было совершено убийство на почве религиозного фанатизма. Молодой грек, гражданин Османской империи, состоял в отношениях с молодой турчанкой. Ее отец, узнав, что его дочь находится в доме у своего возлюбленного, обратился в полицию, которая, несмотря на заявление молодых людей о своем намерении пожениться, привела их в отделение. Но собравшаяся толпа потребовала наказать виновных. Тем временем к месту событий прибыли около сорока солдат. Несмотря на это, фанатичная толпа, среди которой было много курдов, ворвалась в отделение полиции, схватила молодого грека и истерзала и забила его до смерти.
Поведение полиции и солдат подверглось сильной критики. На мой взгляд, мы сталкиваемся с самым настоящим взрывом фанатизма.»
Действительно, среди младотурок появлялось все больше фанатиков. Ничем не мотивированные нераскрытые убийства христиан совершались на всем Ближнем Востоке, в то время как среди мусульман все чаще давались указания бойкотировать греческих торговцев.
Греки быстро поняли, что собой на самом деле представляет организация младотурок, и прекратили в ней участвовать. Но армяне по-прежнему связывали с ней свои надежды. Поэтому, когда 13 апреля 1909 г. султан Абдул-Хамид попытался организовать контрреволюционный переворот в Стамбуле, Армянский революционный союз Дашнак помог младотуркам кроваво подавить движение сторонников султана. За эту помощь армяне заплатили кровавую цену. В городе Адана (провинция Киликия) мусульмане, поддерживавшие султана, напали на армянское население и вырезали около 15000 – 20000 человек.
Очевидно, что там развернулась страшная трагедия. Младотурки, вошедшие в город, признали виновными только сторонников султана и в результате последовавших судебных разбирательств осудили и приговорили к смертной казни 124 мусульман и 7 армян (последних – в основном за попустительство местному мусульманскому населению). Но разве это могло восстановить справедливость? 17 мая 1909 г. министр иностранных дел Франции Стефан Пишон заявил, что османские силы, которые были посланы из Дамаска и Бейрута для наведения порядка в Адане, принимали участие в массовых убийствах. Кроме того, в письме одного турецкого солдата, написанном 20 мая 1909 г. и переданном его семьей немецкому консулу, говорилось следующее: «Мы убили 30 тысяч неверных собак и их кровь реками текла по дорогам Аданы».
После этих событий один из самых фанатично настроенных младотурок, доктор Назим, сказал: «Османская империя должна стать чисто турецкой. Присутствие граждан других национальностей является инструментом для вмешательства в турецкие дела европейских стран. Империя должна отуречиться и сделать это надо силой оружия».
Следует отметить, что среди жертв резни, устроенной в Адане, было много греков.
Мысли и тайные чаяния фанатиков младотурецкого движения были оглашены во время съезда в Салониках в октябре 1911 г., на котором снова прозвучал голос доктора Назима: «Я хочу быть только турком. Все элементы, кроме турецкого, должны быть искоренены».
Конечно, в движении младотурок большинство состояло из консервативно настроенных людей, не желавших радикальной трансформации государства, и после свержения Абдул-Хамида и прихода к власти его брата Решада (правившего под именем Мехмеда V), выступавших за восстановление конституции 1878 г.
Но радикальные представители младотурецкого движения выжидали удобного случая и удачно воспользовались поражениями Турции в Первой балканской войне, совершив 23 января 1913 г. кровавый переворот, в результате которого к власти пришел триумвират турецких националистов - Джемаль-паша, Энвер-паша и Талаат-паша. Что это были за люди? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно лишь одного отрывка из французской газеты 1915 г. Вот, что пишет в ней ссыльный турецкий генерал Шериф об Энвер-паше: «Несмотря на мягкие черты лица, высокомерие его не знает границ… У него голова как у Наполеона, с которым, как он сам говорит, он вел длительные беседы. Он всерьез верил, что сам является Наполеоном, воплотившимся в образе турецкого офицера. И немцы, эти льстецы, в тайне смеявшиеся над его безумием, чтобы лучше его контролировать, аплодировали всем его идеям, поощряли все его прихоти, вплоть до того, что в день присвоения генеральского звания в возрасте 32 лет он сказал своему другу: «Мой друг, я потерял целых 5 лет, ведь я мог бы стать пашой еще в 27».
Примерно в тех же тонах о нем пишет посол США в Стамбуле И. Моргентау.
Таким образом, этот триумвират, направляемый уверенной рукой немецкого посла Вангенхайма и многочисленными военными советниками во главе с генералом фон Сандерсом, разработал план «окончательного решения» или, как они считали, «спасения» империи путем ее очищения от всех немусульман.
Получив безраздельную власть, сторонники жесткой линии вплотную приступили к поставленной задаче «освобождения» Ближнего Востока от немусульман, которые, по их словам, как раковая опухоль поразили страну изнутри. Еще одной их безумной мечтой было воссоздание на руинах Российской империи мифической страны Туран - прародины тюркских племен в Средней Азии, границы которой будут расширяться по мере распространения турецкого языка и политической культуры.
В качестве первого шага по реализации этих планов была выбрана первая жертва – греки. Об армянах вплоть до лета 1914 г. ничего не говорилось, т.к. младотурки, считавшие армян потенциальными союзниками в борьбе с Россией, лицемерно пытались заверить их в своей дружбе.
Для осуществления всей грязной работы, а именно, изгнания немусульман, всесильный военный министр генерал Энвер основал «Особую организацию». Другой влиятельный человек, министр внутренних дел Талаат в своих воспоминаниях писал, что «Особая организация» фактически являлась государственной службой.
Эта служба объединяла в основном преступные банды, которые были освобождены из тюрем. Для руководства и контроля над этой преступной организацией Энвер и Талаат решили, что «общее планирование ее действий будет осуществляться через Министерство обороны».
Создатели и руководители организации состояли из старших членов Центрального комитета младотурок и представителей Министерств внутренних дел и Обороны. Первым ее главой стал Сулейман Ашкери, затем эту должность занял Халил-паша, руководивший вместе со своим помощником Чеват-беем. Последний в 1919 г. во время суда над младотурками признался, что представителем Министерства внутренних дел был руководитель уголовного сыска Азиз-бей, в то время как со стороны радикальных представителей младотурецкого движения деятельность организации координировалась докторами Назимом и Бахаэтдином Шакитом.
Организация начала борьбу с «внутренним врагом» еще до начала Первой мировой войны. Первым ее этапом стало вытеснение греков Восточной Фракии и Малой Азии при помощи террора, убийств, изнасилований, похищений женщин, конфискаций имущества. По словам Куссумбаши Эсрефа, игравшего ключевую роль в расправах над греческим населением, 23 февраля 1914 г. военный министр Энвер заявил ему, что для Турции единственный способ выйти из безнадежной ситуации – обеспечить единство исламского и турецкого мира. Немусульмане же дали понять, что они не заинтересованы в сохранении государства, и против них необходимо принять жесткие меры. Это означает, что Турции нужно устранить опасность, которую представляют христианские общины.
Турецкий историк Танер Аксам пишет: «На греков оказывалось давление самыми различными способами, и они были вынуждены покидать родные места. Вооруженные банды во главе с Куссумбаши Эсрефом совершали рейды по греческим деревням…»
С подробной информацией и свидетельствами об этом «очищении», а по сути – истреблении греков Фракии и Малой Азии читатель может ознакомиться в моей книге «Моим орудием станет виселица».
На этом первом этапе геноцида, согласно данным посла США Генри Моргентау, было уничтожено около 400.000 греков. Он с негодованием писал: «Подстрекаемая Германией, Турция сейчас (весна 1914 г.) начала применять меры по сокращению греческого населения Малой Азии… Я не уверен, что Талаат и его соратники понимают, что они являются пешкой в немецкой игре. Турецкие официальные лица варварски набросились на своих жертв, которые целыми группами вынуждены были на кораблях покидать Родину, отдаляясь от своих семей.
Действия турецкого правительства против османских греков вызвали мое глубокое возмущение.
Я уже об этом известил Талаата. Я выразил решительный протест против тех мер, которые применяются в отношении греков… И тогда Талаат объяснил мне свою национальную политику. Он сказал, что османское государство уже настолько уменьшилось, что скоро может вообще исчезнуть с карты Земли. Чтобы сохранить оставшиеся территории, необходимо избавиться от иностранных народов...».
Многочисленные секретные дипломатические документы и отчеты показывают масштабы и жестокость преследований греков в 1914 г., еще до начала Первой мировой войны.
К сожалению, великие державы Антанты (Англия, Франция и Россия), надеясь склонить Османскую империю на свою сторону, бессовестно замалчивали и, хуже того, чтобы скрыть истину, создали комиссию, о которой митрополит Смирны Хрисостом сказал следующее: «Европейские представители с первых же дней тратили все свое время на роскошные банкеты, которые устраивались министром или губернатором. Им предпочтительно показали те места, которых меньше всего или совсем не затронула беда».
Вот что говорит об это безразличии Моргентау: «Действительно, бездействие цивилизованного мира сподвигло турок использовать те же методы, но в еще больших масштабах, в отношении не только греков, но и армян, сирийцев, несториан и других. Действительно, Бедри-бей (глава полиции Константинополя) в беседе со своими секретарями признался, что, как только использование данного метода применительно к грекам принесло нужные результаты, он решил применить их также в отношении других народов империи».
Но после начала Первой мировой войны и вступления в нее на стороне Германии, турки решили прибегнуть к еще более жестоким репрессиям. Вот небольшая зарисовка тех трагических событий, сделанная немецким капитаном Францем фон Клиненвосом. «…Мне принесли это конфиденциальное послание в начале декабря 1914 г., как раз накануне событий в Трапезунде. Вскоре после этого под руководством Комитета начались депортации…
Я помню ужасное несчастье, выпавшее на долю греческих жителей города… Зимой 1915 г. было принято решение о переселении греков во внутренние районы страны. Их привели в турецкие бани. Принадлежавшую им одежду забрали солдаты и положили ее на печи для дезинфекции, т.к. в стране распространилась эпидемия тифа. Вечером, полностью раздетые, эти несчастные люди были выведены на улицу. Стоял двенадцатиградусный мороз. Они отчаянно просили вернуть им одежду, но охранники велели им терпеть до утра. Не знаю, нашли ли кого-нибудь из них в живых на следующее утро…»
Еще одним изуверским способом истребления греков были трудовые отряды, куда забирали османских воинов христианского вероисповедания. Из-за нехватки пищи, бесчеловечного изнурительного труда, избиений, наказаний и казней, которые проводились под любыми предлогами, очень немногим попавшим туда удавалось выжить. Только в одном из случаев, а таких были сотни, погибли 30.000 молодых людей. Вот что написано в документе под номером 244/5 информационной службы французского генштаба, который датирован августом 1917 г.: «Мобилизовав все христианское население турки создали то, что они назвали «рабочими батальонами». С их помощью было построено множество дорог. Перечислю важнейшие из них:
– Магнисия Сапунтси Беле
– Корделио – Менемени – Фокия
– В Гаурдаке погибли 30.000 мужчин, состоявших в этих батальонах.
Об одном их множества трагических событий свидетельствует игумен монастыря Св. Иоанниса Вазелоноса отец Топалидис: «15 апреля турки известили жителей епархии Родополиса – Понта, что их депортируют…
… Когда греки, под турецким конвоем уводимые вглубь страны, подошли к реке Притань близ деревни Кунака, 26 девушек, предпочтя смерть бесчестию, бросились в реку и, несмотря на все попытки спасти их, утонули…»
В целом в первой половине 1914 г. (до войны) и за весь военный период (1914-1918 гг.) были уничтожены:
– В районах Восточной Фракии 218.767 человек
– В прибрежных районах Малой Азии 298.449 человек
– В районах Понта 257.019 человек
Первая мировая война подошла к концу, но кровожадные действия против христианского населения на этом не завершились. Напротив, они были начаты с новой силой турецким генералом Мустафой Кемалем. Бывшие преступники так и не заплатили за свои злодеяния. Их лидеры смогли укрыться за рубежом. Основные исполнители и fedai-фидаи «Особой организации» спрятались в горах. Многие приносили в суды доказательства преступлений, но не было ни честных судей, ни свидетелей, готовых дать показания. В то же время, многие преступники, которых англичане вывезли на Мальту, были освобождены в обмен на английских военнопленных. Все они присоединились к Кемалю и продолжили совершать преступления уже под его руководством. Назовем трех главных преступников:
– Топал-Осман – главный организатор убийств понтийских греков
– Генерал Нуреддин. После поражения Турции и до прибытия Кемаля в Понт (19 мая 1919 г.) продолжал терроризировать район вокруг Смирны и формировать нерегулярные вооруженные отряды (четы). Митрополит Смирны Хрисостом подал жалобу на его незаконные действия верховным комиссарам союзных войск, но те, вместо того, чтобы арестовать Нуреддина, просто выслали его из прилегающих к Смирне районов. Уйдя оттуда, он предложил свои услуги Кемалю. В ранге командира дивизии в области Понта вместе с Топал-Османом он с новой силой взялся за уничтожение понтийского эллинизма.
– Генерал Цафер Тайяр. Бывший начальник штаба 4-ой армии. До и во время войны отвечал за военное обеспечение изгнания греков Малой Азии.
Сам Кемаль, еще до первого съезда в Эрзуруме, находясь в Амасии в Понте, когда его спросили, как он будет противостоять силам союзников и греков, высадившихся в Смирне, и какие средства будет использовать, ответил: «Моим оружием станет виселица…».
Но простыми казнями дело не обошлось. Все эти преступники, зная о том, что их злодеяния останутся безнаказанными, и уже имея на своем счету множество убийств, с еще большей жестокостью стали добиваться полного исчезновения малоазийских греков.
Понт и вся Малая Азия превратились для греческого населения в настоящий ад. Об этом говорят многочисленные свидетельства, донесения и дипломатические документы.
• 27 мая 1919 г. греческая армия заняла город Айдин, не причинив вреда ни одному нехристианскому (мусульманскому) жителю города. Через месяц турецкие иррегулярные части при поддержке армии напали на город. Они убили более 3000 безоружных греков. Французская газета «Матэн» в связи с этим писала: «…Такое впечатление, что огромные подвальные помещения Айдина были заполнена динамитом, с помощью которого была взорвана вся греческая часть города. Колодцы были завалены мертвыми телами. В руинах валялось множество обгорелых трупов. Повсюду были разбросаны части человеческих тел. По улицам стекали реки крови. На дорогах лежали трупы изнасилованных греческих женщин.
• Такие же, иногда даже еще более страшные преступления совершались по всей Малой Азии (в Никее, Фуладжи, Карасу и многих других городах).
• В Понте зверства были еще более жестокими. Топал Осман, возглавлявший войска четников, при помощи армии под командованием Нуреддинаб превратил эту область в огромное кладбище. Во французском архиве было найдено письменное свидетельство тех событий, оставленное очевидцем родом из Италии. Оно занимает много страниц, поэтому мы процитируем лишь некоторые отрывки:
«…Турки арестовали жителей Самсуна. Однажды утром (примерно в конце мая 1921 г.) началась их депортация во внутренние районы страны… Они шли голые, голодные, избитые свирепыми конвоирами… Через два дня была отправлена вторая партия численностью более 1200 человек. На третий день депортации подвергся еще 751 человек. Первая партия после многодневного изнурительного перехода достигла города Ковак. Именно здесь им были уготованы страшные мучения… Их разделили на две группы. Вторая из них была направлена на склад. Там они были окружены конвоирами и в присутствии жителей окружающих деревень безжалостно расстреляны…»
В другой заметке говорится следующее «Более 70 деревень, точнее, то, что от них осталось после заключения перемирия, теперь были преданы огню… Деревню Ато ждала еще более трагическая участь. Полицейские силы во главе с Демиром-Али при поддержке банды Османа Топала схватили и отвели туда всех жителей прилегающих деревень. Всех их собрали вместе и устроили пожар. Все вокруг горело в огне. Тех немногих, кому удалось бежать, расстреляли. Более 3.000 невинных человек были найдены убитыми…»
В настоящее время рассекреченные архивные материалы отчетливо показывают весь масштаб этого тщательно продуманного и запланированного геноцида. А также то, насколько истина отличается от преднамеренной дезинформации французов, большевиков и некоторых англичан, которая, как по мановению волшебной палочки, подобно ядовитым грибам расползлась после смены правительства в ноябре 1920 г. К сожалению, этому искаженному взгляду на события, преследовавшему вполне определенные государственные интересы, поверили очень многие, даже среди нас. Но каждый день появляются новые источники, многие из которых открывают турецкие ученые.
Согласно турецким демографическим данным, в 1914 г. Османская империя насчитывала 2.700.000 греков. Исходя из числа оставшихся в живых (1.221.000), жертвы должны были составить от 1.3 до 1.5 миллиона.
Геноцид греков, армян и ассирийских христиан станет самой большой болью для турецкого общества, облегчить которую оно сможет только признавшись в совершенном. Слово «Смирна» в сознании всех цивилизованных народов это синоним угрызений совести. Тысячи свидетельств, сколько бы они ни замалчивались по причине политической целесообразности и стремления скрыть истину, никуда не исчезнут. Среди них – доклад английского дипломата Ренделя, подготовленный им для МИДа Великобритании, в котором систематически излагаются преступления, совершенные с 1919 по 1922 гг. А также свидетельства ненавистника греков и армян, проживавшего во Франции Турег-бея, которые заканчивается такими словами: «…С причала доносились крики отчаяния, вопли людей, напрасно взывавших о помощи… Ночью были слышны крики с военного причала, исходившие от испуганных и подвергавшихся насилию женщин. Все они совершили самоубийства, бросившись в воду..».
И сколько бы ни услаждали слух ныне живущих фанфары союзнических кораблей, мы не должны забывать о невинно убитых, взывающих к совести и требующих справедливости, которая будет восстановлена только после международного признания геноцида и в первую очередь, его признания Турцией.
В 1856 г. французский дипломат Альфонс Руайе в своем послании императору Наполеону III писал:
«…Турки невосприимчивы к словам, если не видят, что они подкреплены физической силой…».
Отсутствие такой силы убедило Турцию в своей полной безнаказанности, и она продолжила политику геноцида в отношении эллинизма Константинополя, Имвроса, Тенедоса и Кипра. Это преступление совершалось непрерывно в течение многих лет, и оно полностью подпадает под действие конвенции по предупреждению и наказанию преступлений геноцида, принятой ООН в 1948 г.
Дамы и господа, дорогие соотечественники!

Многовековая общность культуры и религии, совместная борьба с азиатским варварством и тиранией и общие идеалы связали российский и греческий народы нерушимыми узами дружбы и взаимопонимания.
Со времен правления Екатерины Второй (Великой), когда велись российско-турецкие войны, после их завершения в соглашение о мире была включена особая конвенция (карта) об изменении положения в пользу христианского населения Османской империи.
Россия также стала страной-убежищем и гостеприимным местом для тысяч греков, которые, не выдержав преследований и запугиваний, бежали на территорию Российской империи.
И даже сегодня греки считают себя духовно связанными с русскими в большей степени, чем с любым другим народом мира. И эти глубоко укоренившиеся связи мы должны развивать и совершенствовать. Я надеюсь, что вы, греки, живущие в этой гостеприимной стране, сможете найти подходящих влиятельных людей, которые внесут вопрос о признании геноцида греков Малой Азии и Понта на рассмотрение в Государственной думе. Такой успех повлияет на Турцию гораздо больше, чем признание геноцида какой-либо другой страной или даже ООН. Только тогда души наших невинно убитых предков упокоятся с миром.


Перевод – к.и.н. Ю.Д. Квашнин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить