Древнегреческая медицина

Греческая цивилизация была ничем иным как воплощением магии. Греки не верили в добрых и злых духов, их боги не были богами в том понимании, которое сопутствует этому понятию в других цивилизациях. В дошедших до нас древнегреческих литературных памятниках почти ничего не говорится про жизнь после смерти. а некоторые эллинские философы и вовсе были атеистами. На самом деле эта точка зрения слишком поверхностная. Греки поддерживали культ мертвецов, верили в призраков и духов - достаточно вспомнить знаменитые анфестерии в Афинах. Чтобы защитить себя от привидений, все приносили пищу на могилы предков, чтобы таким образом избавить 
ныне живущих от появления их духов. Трудно сказать, насколько участники этих языческих фестивалей во времена Соломона или Перикла действительно верили в необходимость всех тех ритуалов, которые они исправно соблюдали. Возможно, постепенно это стало уже чем-то вроде приятной дани древней традиции, но первоначально, несомненно, анфестерии имели глубокое сакральное и магическое значение. 
Знаменитый греческий символ змеи, который стал ныне медицинским знаком во всем мире, также обязан своим происхождением культу мертвых. Ионические племена, которые населяли Древнюю Элладу, верили, что в змей переселяются души умерших людей. На могилах они часто находили норы, которые проделывали вылезающие из земли змеи. Именно поэтому у ионических племен считалось, что змея хранит в своей памяти и свой личный опыт, и опыт человека, чья душа переселилась в нее после смерти. Центром культа поклонения мудрой змее стал город Эпидавр. Потом, когда территорию современной Греции завоевали дарийцы, храм в Эпидавре стал местом поклонения богу врачевания Эскулапу. В греческой мифологии Аполлон убил Корониду за супружескую измену. Когда же Аполлон сжигал ее тело на погребальном костре, он обнаружил в ее чреве младенца. Аполлон определил, что младенец был его сыном и дал ему жизнь. После этого он отдал Асклепия на воспитание Хирону, который обучил мальчика врачеванию, известному до этого только самому Хирону и высшему греческому божеству Зевсу-громовержцу. Вскоре Асклепий решил воскрешать мертвых. Это нарушило бы всю иерархию ценностей в мире, так как бессмертие могло быть даровано только богам. Поэтому, в конце концов, Асклепия убили. Но двое сыновей Асклепия, Подарилий и Махаон продолжили его дело и создали центр врачевания. Подарилий и Махаон, которые считаются первыми жрецами храма Асклепия в Эпидавре, вероятно, были реальными людьми. Упоминание о них можно найти у Гомера, который говорит, что эти братья были прекрасными врачами. Вероятно, они были первыми, кто начал использовать для лечения людей змеиный яд. 
На протяжении многих веков жрецы храма Асклепия передавали друг другу различные медицинские приемы и методы под видом тайных сакральных знаний. К сожалению, сейчас мы не можем знать, в чем состояли их методы лечения, была ли это лишь примитивная первобытная магия, успех которой возможно объяснить только феноменальными биоэкстрасенсорными способностями некоторых наиболее успешных жрецов, или уже в то время врачеватели знали некоторые специфические медицинские приемы. Но, как бы там ни было, успех их врачевания был несомненен. Со всех концов Греции ехали в Эпидавр больные люди, которые отчаялись найти исцеление в своих родных местах. В конце прошлого века, когда археологи раскопали остатки храма Асклепия, они обнаружили неподалеку фундамент здания лечебницы со 160 помещениями и многочисленные камни с благодарственными надписями пациентов по поводу чудесного исцеления. Поток людей, которые ехали лечиться в Эпидавр и везли богатые жертвоприношения в храм Асклепия, не прекращался на протяжении примерно пяти столетий. Методы лечения местных жрецов многим приносили пользу и облегчение. Впрочем, их медицинские знания никто и никогда не ставил под сомнение. Достаточно сказать, что первый медик человечества, как называют Гиппократа, так же был жрецом храма Асклепия. Ему однажды пришла в голову мысль о том, что несправедливо хранить в тайне те медицинские знания, которые на протяжении многих веков накопили жрецы храма в Эпидавре, так как сами они могут помочь лишь немногим богатым и знатным больным, в то время как большинство людей остаются без квалифицированной врачебной помощи. И Гиппократ предал огласке все то, что сам узнал от других жрецов, за что был ими проклят, как вероотступник. От Гиппократа мир впервые узнал, что для эффективного лечения больного надо лечить не одну конкретную болезнь, что делали все знахари того времени, а подходить к его организму, как к единому целому. Для восточных знахарей того времени это было настоящим откровением. Они находились под влиянием вавилонской и ассирийской магической медицины, которая формально состояла в изгнании злых духов, каждый из которых якобы был причиной той или иной болезни. Считалось, что в теле одного человека может жить только один болезнетворный демон. Естественно, что при таком примитивном подходе лечение, как правило, было мало эффективным, хотя исторические источники содержат и свидетельства об отдельных случаях чудесных исцелений. Что же касается греческих жрецов храма Асклепия, то они задолго до Гиппократа пришли к пониманию необходимости индивидуального подхода к каждому больному, о чем свидетельствуют и недавние открытия археологов в Эпидавре. 
Впрочем, о реальных достижениях жрецов Асклепия можно спорить. Однако, очевидным и неоспоримым остается тот факт, что до Гиппократа вся достаточно высокоразвитая, по признанию современников, греческая медицина носила, по крайней мере формально, сакральный и магический характер. Больные, пожелавшие лечиться, вначале делали богатые жертвования жрецам Асклепия и приносили торжественную клятву исполнять все предписания своих врачевателей. Затем необходимо было соблюдать очень строгую диету, причем употребление вина было совершенно воспрещено. В эти дни жрецы рассказывали им о чудесных исцелениях, которые имели место с пациентами прошлых лет или даже столетий. Началу лечения всегда предшествовал обряд получения откровения от богов, который состоял в том, что больной ложился спать в особой комнате внутри храма и вдыхал курения из трав. В эту ночь во сне он получал откровение от богов, которые предвещали ему либо смерть, либо исцеление, в последнем случае они могли также указать и метод лечения. Впрочем, врачеватели далеко не всегда следовали этим указаниям, и вообще, полученные во сне откровения не всегда сбывались. Некоторые греческие писатели того времени сообщают, что больные иногда умирали даже тогда, когда их выздоровление было обещано им богами. В чем же состояло само лечение, писатели умалчивают, так как это было страшной тайной корпорации жрецов. Однако, можно предположить, что первоначально оно состояло исключительно в примитивных заклинаниях, которые знали все варварские народы, но на протяжении веков достигло таких высот техники, что давало столь хорошие результаты, что люди того времени не могли рассматривать их иначе, как настоящие чудеса, совершаемые богами.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить