Культура Древней Греции.

Автор: Платон Янакидис

Культура Древней Греции.

Мы поговорим с вами об Античной культуре. Почему именно Античной? Античной (от латинского слова antiques-древний) назвали итальянские гуманисты эпохи Возрождения греко-римскую культуру, как самую раннюю из известных им ( и то, смею заметить, о первом периоде культуры Древней Греции они не знали). Создание обобщенного человеческого облика, возведенного к прекрасной норме- единству его телесной и духовной красоты, - почти единственная тема искусства и главное качество греческой культуры в целом. Это обеспечило греческой культуре редчайшую художественную силу и ключевое значение для мировой культуры в будущем. Древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. До наших дней в своих основных чертах дошла греческая система образования. Древнегреческая мифология и литература уже много столетий вдохновляет поэтов, писателей, художников, композиторов. Трудно переоценить влияние античной скульптуры на скульпторов последующих эпох. 1. Древний период. IIIтысячелетие-XIв. до н. э. - КРИТО-МИКЕНСКОЕ ИСКУССТВО.

Критская (или минойская - по имени мифического критского царя Миноса) культура за родилась примерно в начале II тысячелетия до н. э. Открытая и праздничная культура (одно из любимых развлечений – бои с быками). Планировка самого загадочного дворца Миноса напоминает лабиринт. Да, именно с этим дворцом и связана легенда о минотавре. Окна выходили внутрь, а не наружу, в т. н. «световые колодцы». Кроме того, было много помещений, где окон не было вовсе – яркая роспись стен. Строили из дерева. Потолки были очень низкими. Кстати, внутри много росписей с изображением быка на стенах. * Кносский дворец на Крите * росписи с изображением быка Остров погиб из-за землетрясения. Впоследствии был заселён, но прежняя культура не возродилась. Ахейцы (или, как их стали именовать по названию столицы - Микены, микенцы) пришли в Грецию из Северной Европы. Микенцы - прямые предки будущих эллинов(греков). Замкнутый, воинственный характер микенцев сказался на выборе мест для основания их городов - уединённых крепостей в горах. Они отнюдь не напоминали лабиринты: их формы были строги и просты, а главное - дворцовое здание всегда представляло собой мегарон - вытянутое в длину сооружение, ориентированное по сторонам света, не имевшее внутреннего двора. Делилось на три основных помещения, (вестибюль, центральный зал и одно помещение - хранилище). Города были обнесены мощными стенами (до 17 метров!). Стены складывались из камней (позже такую своеобразную кладку из больших камней назовут «циклопической») * Крепостная галерея Вход в город был оформлен рельефами, сценой поклонения львов божеству. * Львиные ворота Рядом находился некрополь. * Микенская гробница – ТОЛОС * золотая погребальная маска царя Агамемнона Крито-микенскую культуру открыл Генрих Шлиман в 19 веке – сын бедной семьи, юнга, разбился у берегов Ирландии. Стал там посыльным. Благодаря своей феноменальной способности к языкам занялся торговлей и стал миллионером. С детства мечтал о походах, открытиях, хотел найти г. Троя, и случайно открыл Микены. 2. Гомеровский период или геометрический. XI-VIIIвв. до н. э. Этот период называется так, поскольку единственным известным источником изучения культуры – Гомеровский эпос: «Илиада» (история Троянской войны), «Одиссея» (возвращение из Трои Одиссея – царя греч. города Итаки). А ещё Гомер детально разработал (описал) пантеон (сонм) всех богов: (Зевс (царь Олимпа), Гера – богиня неба, покровительница брака, Деметра (б. плодородия и земледелия), Аполлон (б. света и солнца), Артемида (охотница – покровительница животных), Афина (б. справедливой войны), Гермес (покровитель путешественников, купцов), Посейдон (властитель морей), Аид (правитель царства мёртвых)…. Этот период называют ещё и геометрическим, потому что в это всремя сложилась интересная система сосудов (например, главным сосудом была амфора – в неё наливалось жертвенная жидкость (вода и мёд), а под ней под землёй находилась ещё ода амфора с пеплом усопшего. Или кратер (в нем к столу подавалось вино) — сосуд с емкостью в форме перевернутого колокола и двумя ручками в нижней его части; килик — сосуд для питья вина в виде плоской чаши на высокой ножке; гидрия (для хранения воды) — высокий сосуд с тремя ручками). А в росписи этих сосудов преобладает геометрический стиль. * Амфора 3. Архаический период: VII-VIвв. до н. э. Типы архитектурных сооружений в то время представлены преимущественно храмами. Все они являются архитектурным наследием II тысячелетия до н. э. Сооружения повторяли идею критского мегарона - прямоугольного здания с входом на узкой торцевой стене с колоннами, которые или обрамляли вход, или делили вдоль внутреннее пространство, или стояли у стен. Архаика создала единый архитектурный язык - ордерную систему. Ордер (от лат. ordo - "порядок", "строй") предполагал при строительстве зданий использовать единый модуль (мерку). Один из видов архитектурной композиции. Это придавало постройкам особую законченность. Благодаря ордерной системе в архитектурном сооружении уравновешивались противодействующие силы роста вверх и давления вниз. Несущими частями были основания (стереобат) и его верхняя платформа (стилобат), а также стоящие на нём опоры (колонны). Несомые части – вся верхняя часть здания, кровля с антаблементом – перекрытием, лежащим непосредственно на колоннах. Антаблемент состоял из трёх соподчинённых частей: архитрава, фриза и карниза. Колонна в свою очередь имела основание (базу), которым опиралась на стереобат – ствол, состоявший из нескольких поставленных друг на друга барабанов, и завершалась «главой» – капителью, в которой выделялись «подушка» –эхин и лежащая на нём сверху квадратная плита – абак. * Структура Древнегреческого храма Разновидности ордера: 1. Самой древней разновидностью ордера является дорический (мужской). Он назван по одной из главных ветвей эллинской народности - дорийцам, обитателям Пелопоннеса. Дорика традиционно связывалась с мужественным, суровым стилем - постройки были низкие, тяжеловесные и приземистые 2. Другой основной ветвью были ионийцы, которые населяли Центральные Балканы, в том числе Афины, а затем переселились на Малоазийское побережье и частично на острова. – появляется ионический (женский) ордер. Ионика связана с женственным, мягким и изнеженным стилем, постройки - лёгкие, стройные и изящные. 3. Коринфский (девический) пропорции которого уподоблялись девическому телу. «Девический» и «женский» отличается «причёской» :)) – согласно обычаю замужняя женщина не могла выйти на улицу с распущенными волосами, обязательно укладывала их в причёску, в отличие от незамужней девушки. * Типы колонн Зодчие выбирали ордер для храмов в зависимости от пола, духа и олимпийского авторитета божества. А ещё при строительстве храмов учитывали зрительные иллюзии: а) Архитрав делали выпуклым, чтобы он не выглядел проседающим; б)Колонны ближе к центру ставились шире, а по краям – плотнее - именно так смотрелись одинаково; в)Колонны имели энтазис – утолщение посередине, чтобы избежать иллюзии песочных часов; г) Иногда фронтон наклоняли вперёд, чтобы он не выглядел западающим назад. * храм Посейдона Первые статуи вначале слишком напоминают колонны: руки тесно прижаты к телу, ступни ног стоят на одном уровне. Фигуры будто только вышли из каменного блока, из которого поочерёдно обрабатывались четыре фасада здания. У мужских и женских фигур сходные пропорции: тонкие талии и широкие плечи, с той лишь разницей, что мужские статуи очень часто предстают обнажёнными, а женские - в одеяниях. Вместе с тем фигуры ранней поры удивительно органичны; они словно живут внутри камня и сохраняют в нём свою божественную душу. К концу VI - началу V в. до н. э. пропорции женских фигур, называемых статуями кор (от греч. "кора" "девушка"), и мужских фигур, называемых статуями куросов (от греч, "курос" - "юноша"), становятся более естественными, а их движения более свободными. Выходя из состояния неподвижности, они радостно ступали навстречу зрителю. * Статуи куроса (юноши) и коры (девушки) Кстати, почему юноша обнажён, а девушка – в одежде? ? 4. Классический период: с Vв. до последней трети IVв. до н. э. Особого расцвета достигла вазопись (краснофигурные и чёрнофигурные). * краснофигурная ваза «Приам испрашивает тело Гектора» В то время творил один из величайших ваятелей V в. до н. э. Мирон, про него можно сказать, что этот скульптор любил изображать человека в крайних ситуациях и даже изготовил статую воспетого в стихах бегуна Лада, умершего на самом финише. Отличительной чертой этой статуи является не гармоничность сложной фигуры, а диспропорции, специально внесённые в неё с учётом оптических поправок лицо юноши, если его рассматривать анфас (спереди), асимметричность.. Им была создана знаменитая статуя метателя диска. Не сохранилась до наших дней, но реконструированная благодаря римским копиям. Она была бронзовой, как и большинство других статуй строгого стиля, что вполне соответствовало духу времени. «Дискобол» замечателен остроумием замысла: он и стремительно движется, и одновременно неподвижен. * Дискобол Такой же неточностью замысла отмечена его бронзовая скульптурная группа «Афина и Марсий». Стояла когда-то на Афинском Акрополе. Она была тоже в духе времени: богиня наказывала юного бога Марсия, осмелившегося, нарушив запрет, найти и поднять: тростниковую флейту. Инструмент этот изобрела сама Афина, но, заметив, что игра на нём искажает прекрасные черты её лица, выбросила флейту, прокляв её и запретив к ней прикасаться. * Афина и Марсий (копия) Акрополь, кстати, – укреплённая часть древнегреческого города, расположенная на возвышенности. Афинский Акрополь находился на 156-ти метровой известняковой скале. Его хорошо видно с любой точки Афин. При Перикле он был переосознан как уникальный архитектурный комплекс. По замыслу архитектора Мнесикла возвели великолепный входной портик в святилище, оформив его ионическими колоннами. Слева к Пропилеям (парадным воротам) примыкало здание пинакотека - картинной галереи, в которой находились изображения главнейших героев Аттики, а при входе стояли статуи богов, справа – глиптотека – музей скульптуры. А на самом уступе скалы Афинского Акрополя, приютился крошечный, очень изящный храм Ники. Горожане шутили, что бескрылой богиню именовали, что бы она не покинула их. Храм Ники был построен в 5-м веке до н.э. в честь победы греков над персами. * храм Ники Аптерос (Бескрылой) При Перикле в южной части площади стали строить большой дорический храм – * храм Парфенон Строился в честь Афины Парфенос (значит – Девы). Огромный и могучий храм стоял на возвышающемся участке голой серой скалы. Однако человеку, поднимавшемуся по ступенькам к храму, скала казалась ровнее, а храм доступнее и человечнее. По торцевым фасадам у него было восемь колонн, по боковым - семнадцать. Он построен из мрамора добытого на горе Пендели, на том же самом месте, где стояли два его предшественника. Парфенон строили 15 лет (447-432 до н.э.). В 15 веке турки устроили там пороховой склад, который взорвался – крышу снесло, а колонны остались. Кстати, обратите внимание на колонны. К какому ордеру их можно отнести? Наружные колонны Парфенона были дорического ордера (Афина – богиня войны). А это - * храм Эрехтейон Эрехтейон легко различить полным достоинства великолепием Кариатид – скульптур молодых жриц, которые поддерживают своими головами крышу храма. Храм был посвящен мифическому королю – герою Эрехтиосу, который позже был отождествлен с Посейдоном. Афиняне говорили, что именно на этом месте произошла «дуэль» между Афиной и Посейдоном за покровительство города. Афина победила, а на месте сражения выросло оливковое дерево. Кстати, есть версия, что храм посвящён Афине Полиаде (матери) и её супругу Посейдону Эрехтею. Имена, как мы видим, те же, но истории…. А может, это одна история? ? Строгий стиль высокой классики вплотную подошёл к портретному видению людей. Эпоха не терпела моделей с изъянами - в человеке всё должно быть совершенным. Особенности скульптуры высокой классики – идеальное гармоничное изображение.Даже на Перикла, блиставшего умом и красотой, а также благородством духа, скульптор Кресилай надел шлем, чтобы скрыть слегка удлинённую форму его черепа. Чуть позже произошли изменения в скульптуре. Давайте посмотрим, какие же это изменения… * Скопас «Вакханка» * Пракситель «Афродита Книдская» * Леохар «Аполлон Бельведерский» * Лисипп «Отдыхающий Гермес» 5. ИСКУССТВО ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА последняя треть IV-Iв. до н. э. К концу IV в. до н. э. узость границ маленьких греческих городов государств - полисов - ощущалась всё острее. Классический греческий мир, раздираемый внутренними войнами, практически изжил себя. Наступала новая эпоха: стирались границы, объединялись народы и культуры всей ойкумены (известного обитаемого мира). Этому способствовали великие завоевательные походы выдающегося греческого полководца - македонского царя Александра. Умерший совсем молодым (в двадцать восемь лет), Александр Македонский со своей армией покорил многие древние народы, дойдя вплоть до Индии и создав огромную империю. После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. колоссальная монархия распалась на несколько областей, которыми управляли сподвижники завоевателя - диадохи. После смерти Александра Македонского эллинистическое искусство - местные традиции в каждой области (Греция распалась на диадохи) подражали общепризнанному эллинскому стилю: 1. идея величия мира. Осуществлялись фантастические проекты: горы превращались в города, создавались исполины вроде медного Колосса Родосского (бога солнца Гелиоса) в гавани острова Родос. Или всем известный Маяк у входа в Александрийскую гавань на острове Фарос. Одним из самых красивых городов той поры был Пергам в Малой Азии (ныне Бергама в Турции). Всемирную известность Пергаму принёс его алтарь (II в. до н. э.). Терраса алтаря находилась почти на двадцать пять метров ниже прочих зданий и была видна со всех сторон. Оттуда открывался прекрасный вид на нижний город с храмом бога врачевания Асклепия, святилищем богини Деметры и другими сооружениями. Новшество состояло в том, что алтарь был вынесен за пределы храмов и стал самостоятельным архитектурным сооружением. Его выстроили на высоком цоколе в виде прямоугольной ограды, замыкавшей жертвенное место со всех сторон, кроме передней. Стремление выйти за рамки человеческого и прорваться в мир богов – одна из характерных черт искусства той эпохи. Александр Македонский называл себя Новым Гераклом и Новым Дионисом, культ обожествлённых правителей и их жён был традиционно популярен на Востоке и в Египте. 2. лирика. Воплощавшаяся в искусстве идея грандиозности мира и происходивших в нём катаклизмов - лишь одна сторона эллинизма. Другой стороной был уход в личный духовный мир. Появились камерные образы, главным содержанием которых стала духовная жизнь. * Агесандр «Венера Милосская» 3. драматические, конфликтные изображения. * Агесандр, Афинодор, Полидор «Лаокоон и его сыновья» Известная скульптурная группа "Лаокоон" была создана греческими скульпторами уже в I в. до н. э. (или, возможно, даже в римское время, поскольку её нашли в термах императора Тита). Группа "Лаокоон" рассчитана на восприятие анфас (спереди). Зритель видит сразу и бородатого троянского жреца Лаокоона, тщетно пытающегося сорвать с себя змеиные путы, и двух его детей, один из которых уже погибает. Яд разлился по телу жреца снизу вверх: бедро омертвело, но руки и торс ещё продолжают бороться, а в лице запечатлелась смертельная боль. Несмотря на тяжесть ситуации, Лаокоон сохраняет благо родство и величие. Работа исполнена виртуозно. Анатомия человека передана с невиданной ранее тщательностью, доходящей почти до натурализма. Правда, фигуры сыновей не очень убедительны - греки всегда ценили красоту лишь зрелых людей; детей они изображали как уменьшенных взрослых. 4. смешение жанров * «Афродита и Пан» В Афинском музее хранится любопытная скульптурная группа "Афродита и Пан" (около 100 г. до н. э.). Козлоногий бог Пан, сын Гермеса, пытается ухаживать за прекрасной богиней. Шалун Эрот, бог любви, представленный в полёте, хватает его за рога, предупреждая о том, что он забыл меру. Однако Афродита и сама отбивается от уродливого поклонника, замахиваясь на него сандалией. Такие произведения уже стоят на грани жанрового искусства - сюжетных композиций, темы которых основаны на впечатлениях обыденной жизни. Х, да, мы чуть не забыли, греки составили список семи величайших чудес света: Египетские пирамиды Висячие сады Семирамиды Храм Артемиды в Эфесе Галикарнакский мавзолей Колосс Родосский Статуя Зевса в Олимпии. Фаросский маяк Последние, как вы понимаете, - достижения древнегреческой культуры ?

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить